Профессия методолог онлайн-курсов
Спрос на специалистов в сфере EdTech неуклонно растёт, появляются новые вызовы и, следовательно, новые профессии. Tutortop погрузился в тонкости рынка образования и рассказал о методологе онлайн-курсов: чем он отличается от специалистов, что должен знать и как стартануть в профессии.
Исследуя названия позиций и рынок вакансий, мы обнаружим, что специалистов, создающих и преобразующих EdTech-рынок в России — невероятное множество. Это может быть методист-онлайн курсов, продюсер образовательных программ, педагогический дизайнер, разработчик онлайн-курсов, специалист дистанционного образования, программный директор, продуктовый менеджер в образовании. Ощущаете масштаб?
В русскоязычном пространстве онлайн-образования ещё не сложилось строгого разделения специализаций, потому что рынок ещё молод и терпит структурные преобразования. Вследствие этого, стоит ориентироваться не на название позиции специалиста, а на функционал, который он выполняет в своей роли.
Методист, методолог, педдизайнер: в чём разница?
Разберёмся в разнице между ключевыми специальностями: методолог и методист онлайн-школы.
Методист — это стартовая профессия в EdTech. Он решает задачи по разработке учебных программ, структурирует материалы по готовому фреймворку, общается с экспертом, а также отслеживает результаты обучения.
Обычно методист начинает с несложных разноплановых задач, чтобы научиться видеть картину целиком и в будущем вырасти в методолога.
Часто методистом в академической среде называют педагога по методике преподавания предмета. Такой специалист способен разработать способ ведения предмета и преподавать его самостоятельно.
Как правило, педагогический дизайнер и методист будут выполнять примерно те же задачи. Здесь это скорее вопрос терминологии и перевода: название «педагогический дизайнер» появилось как заимствование термина «instructional designer», что можно точнее передать через словосочетание «проектировщик онлайн-образования» или «инженер образовательного процесса». Также часто педагогическим дизайнером себя представляет методист, вышедший из корпоративной среды.
Методолог — это уже опытный специалист с проектами в портфолио и фундаментальными знаниями в проектировании образования. Он разрабатывает новые методы и их технологии применению, создаёт фреймворк, в соответствии с которым работает методист.
На практике такое жёсткое разделение работает не всегда, и методист может выступать как методолог, внедряя новые подходы в образовательные продукты.
В компетенции хорошего методолога входит:
— знание и умение внедрять методические подходы и фреймворки;
— знание андрагогики, или науки об обучении взрослых;
— умение смотреть на программу «со стороны»;
— умение вести исследовательскую деятельность;
— аналитический склад ума.
Как создаётся онлайн-курс?
Чтобы разработать любой образовательный продукт, нужно быть знакомым с различными моделями педагогического дизайна. Одна из самых широко используемых методик — модель ADDIE (analysis, design, development, implement, evaluate). Её можно разделить на 10 этапов:
1. Анализ мастерства, определение уникальности
Прежде чем приступать к непосредственной разработке материалов курса, необходимо ответить на вопросы: «Зачем мы разрабатываем этот продукт?», «Какие цели он преследует и какие боли решает?» и «Чем наш курс будет отличаться от тех, что уже существуют на рынке?». Стоит проанализировать курсы конкурентов в той же нише.
2. Построение образовательной линейки
Чтобы избежать пресыщения информацией и прокрастинации участников курса из-за неграмотно структурированного (пускай и очень классного опыта эксперта!), нужно по возможности распределить экспертизу по нескольким образовательным продуктам. Для этого разрабатывается своеобразная линейка: определяется основной продукт, доступный всем, и VIP-продукт, доступный по более высокому тарифу.
3. Разработка концепции курса и предполагаемых результатов по итогам курса
Разработку курса в первую очередь нужно начинать с выстраивания результатов. На этом этапе методолог курса определяет итоговые результаты ученика курса.
4. Тестирование продукта
Здесь настаёт самое время протестировать MVP-версию продукта, чтобы понять, что нужно докрутить, изменить или убрать совсем. Для проведения этого этапа существуют такие методы, как опросы, CustDev-интервью и т. д.
5. Разработка архитектуры курса (уроки, сценарии, закрепление изученного)
Настало время разрабатывать контент уроков? Не совсем. В первую очередь необходимо определить практические задания, их цель и форматы. Только после этого можно начать разработку текстового наполнения продукта. Также задания на закрепления должны иметь разный формат — после завершения курса студент должен применять знания в различных ситуациях.
6. Разработка презентаций и визуального материала
Методолог работает над структурой, тезисами, текстом презентации, а составленное техническое задание передаёт дизайнеру.
7. Формирование образовательной среды (привлечение «помощников» — кураторов и наставников)
Над этой задачей не всегда работает методолог (привлекать — задача HR-менеджера), но порой методолог участвует в отборе наставников на проект, пишет регламенты, онбордит их перед стартом.
8. Запуск образовательного продукта (разработка маркетинговой кампании, продающего мероприятия)
Часто перед запуском курса эксперты проводят «прогревное» мероприятие, чтобы познакомить аудиторию с участниками курса. На этом этапе методолог включается в разработку структуры такого ивента, чтобы в ней сочетались и полезный контент, и нативные продажи.
9. Сопровождение процесса (оформление платформы, анализ прохождения курса участниками)
Перед началом обучения обязательно важно проследить за техническими аспектами: правильный порядок загрузки уроков, методическое оформление, работающий функционал у всех участников курса. Если у кого-то из участников есть сбои, то методолог включается в процесс и вносит изменения в программу.
10. Подведение итогов курса и анализ обратной связи
Анализ прохождения обучения и интервью с участниками курса помогает в выявлении слабых мест и позволяет проделать работу над ошибками перед следующим потоком.
Также каждый методолог может взять на себя дополнительные функции, чтобы развивать в себе разносторонние компетенции и «расти» в профессии выше.
Какая зарплата у методолога?
Стартовая зарплата методолога начинается от 20-30 тысяч рублей. Всё зависит от индустрии, сложности запроса и навыков специалиста.
Через год работы методолог может претендовать на доход в размере от 50-60 тысяч рублей и выше. Иногда компания выплачивает процент от продаж и поощряет за дополнительные выполненные задачи.
Где учиться на методолога?
Сейчас в России пока нет программ высшего учебного образования, обучающих методологов или методистов. Чтобы начать карьеру в этой сфере, необходимо изучать специализированную литературу, получить базовые знания и умения на онлайн-курсах и практиковаться. А закрыть базу можно на онлайн-курсах: посмотреть их можно в нашей подборке.
На что подписаться будущему методологу?
Каналы, на которые нужно подписаться специалисту в сфере онлайн-образования:
- Образование, которое мы заслужили
- LX Notes // Образование как продукт
- Образование 4.0
- Дашич, беги
- yet another Paris
- LXD Hero 💙 home
Обязательно держать на столе как Библию книжку Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта».
Ещё один полезный список — каналы для поиска классных позиций будущим покорителям мира EdTech:
- Вакансии в образовании — один из крупнейших каналов в телеграме, который ежедневно публикует позиции в сфере образования. Есть вакансии не только для методистов и методологов, но и для преподавателей, кураторов, создателей контента, руководителей проектов и т. д. Всегда с прямыми контактами!
- На канале «Образование, которое мы заслужили», есть еженедельный дайджест вакансий с обзором рынка труда.
- Вакансии разумных | International | EdTech — в канале публикуются вакансии, стажировки и волонтёрства для начинающих и опытных специалистов в образовании. Много удалёнки и позиций с релокацией в Европу и США.
- Onwards & Upwards — канал в Телеграме, который публикует вакансии (в основном зарубежные) в образовании, некоммерческих проектах и Social Impact компаниях.
- Вакансии у Валеры — проект с вакансиями из некоммерческого сектора и сферы образования. Ещё есть отдельный канал с зарубежными вакансиями.
Ну и, конечно же, подписывайтесь на сообщество Tutortop в ВК, где мы делам обзоры на образовательные продукты от онлайн-школ — держите руку на пульсе, будущие методисты!
В этой статье мы рассмотрим, кто такой PR-менеджер, какие его основные обязанности и личные качества, а также расскажем, где можно работать в этой сфере и какие умения отличают PR-менеджера от других работников в области маркетинга и коммуникаций. Э...
С помощью продуктовых метрик можно понять, насколько товар или услуга интересен и полезен потребителям. Без их расчёта и улучшения сложно достичь поставленной цели, например, увеличения прибыли. Есть внутренние и внешние метрики продукта — у каждого...
В любой компании успех зависит от того, насколько хорошо работают её сотрудники и насколько они довольны своей работой. Здесь на помощь приходит мотивация персонала. Что это такое? В нашей статье мы объясним, что подразумевается под мотивацией сотру...
Работа на удалёнке привлекает тем, что все задачи можно выполнять прямо из дома. Такой формат подходит не всем — некоторым людям трудно без живого общения с коллегами. Но есть и другая категория — специалисты, которые наслаждаются удалённой работой,...
Менеджмент — это широкая и многогранная область, которая играет решающую роль в организациях, помогая им достигать поставленных целей и эффективно управлять ресурсами. В этой статье мы рассмотрим и расскажем, что такое менеджмент, его важнейшие аспе...
HR или Human Resources переводится как «человеческие ресурсы» — без специалиста по управлению персоналом сложно представить работу как крупной, так небольшой компании. Сотрудники по этой специальности не просто набирают работников, они разрабатывают...