Как работает Болонская система образования
Россия выходит из Болонской системы – что это значит для студентов, преподавателей и системы образования? Мы в Tutortop рассмотрели зарождение и суть болонской системы, её плюсы и минусы, а также возможные пути развития уникальной российской образовательной системы.
Болонская система образования: что это?
Болонский процесс был запущен в 1999 году. Его основными целями стали:
- повышение качества и признания европейских систем высшего образования;
- улучшение условий для обмена и сотрудничества внутри Европы, а также на международном уровне.
Основные положения Болонской системы образования
В рамках соглашения все страны-участницы договорились:
- ввести трехступенчатую систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру;
- обеспечить взаимное признание квалификаций и периодов обучения за рубежом, завершенных в других университетах;
- внедрить систему контроля для поддержания актуальности и качества образования.
Какие страны входят в Болонский процесс?
Сейчас в Болонском процессе участвуют 48 стран: все страны Восточной и Западной Европы, кроме Монако и Сан-Марино, а также некоторые страны Ближнего Зарубежья и Средней Азии. Также есть страны, например, Узбекистан, находящиеся в статусе наблюдателя.
6 июля Министерство образования и науки РФ заявило об исключении российских вузов из Болонской системы. Решение об этом было принято Болонской группой 11 апреля.
Плюсы и минусы Болонской системы
Рассмотрим преимущества и недостатки Болонской системы образования на данный момент.
Плюсы:
- Студенты обладают большей мобильностью в рамках стран-участников процесса: например, имея возможность получить бакалавриат в одной стране, а переехать на магистратуру в другую. Также обстоят дела с работой.
- Болонский процесс увеличивает финансирование научных исследований, и методическое обеспечение учебного процесса постоянно модернизируется;
- Студенты могут составлять индивидуальные учебные планы, опираясь на собственные силы и интересы;
Минусы:
- Степень бакалавра иногда рассматривается как промежуточная ступень высшего образования — существует также степень магистра;
- Болонская система реализуется в каждой стране по-своему: порой старая и новая системы образования сосуществуют вместе;
- В рамках Болонского процесса многие вступительные экзамены представляют собой тесты с закрытыми вариантами ответа. Это не позволяет составить представление об истинном уровне подготовки студента;
- Благодаря Болонскому процессу высшее образование становится все более доступным, и конкуренция за бюджетные места постоянно растет;
- Из-за сокращения длительности программ студентам не хватает практических навыков, из-за чего процесс трудоустройства затягивается.
Как была реализована Болонская система образования в России?
Россия присоединилась к процессу в 2003 году, а в 2009 году заменила советские дипломы «специалиста» системой четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры.
Однако наряду с двухступенчатой системой (бакалавриат + магистратура или «4+2»), в нашей стране по-прежнему продолжается обучение по программе специалитета, то есть 5-6-летней программы. Известная в любом европейском вузе система кредитов (ECTS), в России используется вместе с традиционной 5-балльной системой оценивания. Также в российском вузе редко учитывается гибкость индивидуального учебного плана студента.
Отказ от Болонской системы: возможные последствия
В первую очередь, выход из Болонской системы для России означает снижение студенческой мобильности и гибкости образовательных и карьерных траекторий. Потребуется переработать содержание учебных программ и федеральных стандартов высшего образования, в то время как вузы переживут период неопределенности с набором.
Несмотря на это, рабочая группа Российского совета ректоров разработала предложения по развитию российского высшего образования вне рамок Болонской системы. Так, до осени 2022 года планируется разработка принципов новых схем обучения: бакалавриат, магистратура, бакалавриат + магистратура, специалитет + магистратура. Без этого учебным заведениям невозможно распланировать количество бюджетных мест.
В этой статье мы рассмотрим, кто такой PR-менеджер, какие его основные обязанности и личные качества, а также расскажем, где можно работать в этой сфере и какие умения отличают PR-менеджера от других работников в области маркетинга и коммуникаций. Э...
С помощью продуктовых метрик можно понять, насколько товар или услуга интересен и полезен потребителям. Без их расчёта и улучшения сложно достичь поставленной цели, например, увеличения прибыли. Есть внутренние и внешние метрики продукта — у каждого...
В любой компании успех зависит от того, насколько хорошо работают её сотрудники и насколько они довольны своей работой. Здесь на помощь приходит мотивация персонала. Что это такое? В нашей статье мы объясним, что подразумевается под мотивацией сотру...
Работа на удалёнке привлекает тем, что все задачи можно выполнять прямо из дома. Такой формат подходит не всем — некоторым людям трудно без живого общения с коллегами. Но есть и другая категория — специалисты, которые наслаждаются удалённой работой,...
Менеджмент — это широкая и многогранная область, которая играет решающую роль в организациях, помогая им достигать поставленных целей и эффективно управлять ресурсами. В этой статье мы рассмотрим и расскажем, что такое менеджмент, его важнейшие аспе...
HR или Human Resources переводится как «человеческие ресурсы» — без специалиста по управлению персоналом сложно представить работу как крупной, так небольшой компании. Сотрудники по этой специальности не просто набирают работников, они разрабатывают...