Дата обновления: 13 Февраля 2024
31.08.2022
15892
4.5 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Как работает Болонская система образования

Россия выходит из Болонской системы – что это значит для студентов, преподавателей и системы образования? Мы в Tutortop рассмотрели зарождение и суть болонской системы, её плюсы и минусы, а также возможные пути развития уникальной российской образовательной системы.

Болонская система образования: что это?

Болонский процесс был запущен в 1999 году. Его основными целями стали:

  • повышение качества и признания европейских систем высшего образования; 
  • улучшение условий для обмена и сотрудничества внутри Европы, а также на международном уровне. 

Основные положения Болонской системы образования

В рамках соглашения все страны-участницы договорились:

  • ввести трехступенчатую систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру;
  • обеспечить взаимное признание квалификаций и периодов обучения за рубежом, завершенных в других университетах;
  • внедрить систему контроля для поддержания актуальности и качества образования.

Какие страны входят в Болонский процесс?

Сейчас в Болонском процессе участвуют 48 стран: все страны Восточной и Западной Европы, кроме Монако и Сан-Марино, а также некоторые страны Ближнего Зарубежья и Средней Азии. Также есть страны, например, Узбекистан, находящиеся в статусе наблюдателя. 

6 июля Министерство образования и науки РФ заявило об исключении российских вузов из Болонской системы. Решение об этом было принято Болонской группой 11 апреля.

Плюсы и минусы Болонской системы

Рассмотрим преимущества и недостатки Болонской системы образования на данный момент.

Плюсы:

  • Студенты обладают большей мобильностью в рамках стран-участников процесса: например, имея возможность получить бакалавриат в одной стране, а переехать на магистратуру в другую. Также обстоят дела с работой. 
  • Болонский процесс увеличивает финансирование научных исследований, и методическое обеспечение учебного процесса постоянно модернизируется; 
  • Студенты могут составлять индивидуальные учебные планы, опираясь на собственные силы и интересы;

Минусы:

  • Степень бакалавра иногда рассматривается как промежуточная ступень высшего образования — существует также степень магистра; 
  • Болонская система реализуется в каждой стране по-своему: порой старая и новая системы образования сосуществуют вместе;
  • В рамках Болонского процесса многие вступительные экзамены представляют собой тесты с закрытыми вариантами ответа. Это не позволяет составить представление об истинном уровне подготовки студента;
  • Благодаря Болонскому процессу высшее образование становится все более доступным, и конкуренция за бюджетные места постоянно растет;
  • Из-за сокращения длительности программ студентам не хватает практических навыков, из-за чего процесс трудоустройства затягивается. 
group of graduates throwing academic hats

Как была реализована Болонская система образования в России?

Россия присоединилась к процессу в 2003 году, а в 2009 году заменила советские дипломы  «специалиста» системой четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры.

Однако наряду с двухступенчатой системой (бакалавриат + магистратура или «4+2»), в нашей стране по-прежнему продолжается обучение по программе специалитета, то есть 5-6-летней программы. Известная в любом европейском вузе система кредитов (ECTS), в России используется вместе с традиционной 5-балльной системой оценивания. Также в российском вузе редко учитывается гибкость индивидуального учебного плана студента.

Отказ от Болонской системы: возможные последствия

В первую очередь, выход из Болонской системы для России означает снижение студенческой мобильности и гибкости образовательных и карьерных траекторий. Потребуется переработать содержание учебных программ и федеральных стандартов высшего образования, в то время как вузы переживут период неопределенности с набором.

Несмотря на это, рабочая группа Российского совета ректоров разработала предложения по развитию российского высшего образования вне рамок Болонской системы. Так, до осени 2022 года планируется разработка принципов новых схем обучения: бакалавриат, магистратура, бакалавриат + магистратура, специалитет + магистратура. Без этого учебным заведениям невозможно распланировать количество бюджетных мест.

Оцените статью

4.6 5 (1589 оценок)
Хочу учиться на отлично!
Для тех, кто хочет учиться на одни пятерки, мы собрали подборку онлайн-курсов от топовых школ на рынке онлайн-образования.
Посмотреть подборку