Как написать хорошее сочинение-рассуждение: советы для школьников
Школьники сталкиваются с написанием сочинения-рассуждения как на уроках, так и на выпускных экзаменах в 9 и 11 классе. Этот формат работы не кажется таким сложным, если знать, с чего начать, как приводить аргументы и следовать структуре. В статье мы раскроем и другие особенности, дадим пару советов по подготовке и приведём примеры для каждого из пунктов плана.
Русский язык — обязательный для сдачи предмет как на ОГЭ, так и на ЕГЭ. При качественной подготовке сдать его на средний или высокий балл не составит труда. Помочь в этом могут репетиторы из онлайн-школы «Радуга знаний» и преподаватели из Турбо ЕГЭ.
Содержание
- Что такое сочинение-рассуждение и чем оно отличается от обычного сочинения
- Критерии оценивания
- Структура сочинения-рассуждения
- Этапы написания и примеры
- Советы по подготовке
Что такое сочинение-рассуждение и чем оно отличается от обычного сочинения
Сочинение считается творческой работой, в которой ученик выражает свои мысли, используя различные формы познания. Он использует приёмы и старается максимально точно изложить все мысли по выбранной теме. В сочинении-рассуждении же нужно не просто развивать основную мысль, а приводить аргументы в пользу своей позиции.
Сам процесс рассуждения предполагает использование доказательств, которые приводят к тому, что школьник делает вывод. Основная задача — на основании тезиса выразить своё мнение и аргументировать его, приведя примеры из художественной литературы, фильма, ситуаций из общественной или социальной жизни общества. При этом рассуждение может строиться как на утвердительной точке зрения, так и на опровержении — это значит, что вы соглашаетесь с мыслью или же нет.
Критерии оценивания
Перед тем, как начать писать сочинение-рассуждение, стоит понять, что именно хочет увидеть проверяющий его учитель или другой специалист в области образования:
- Умение анализировать позицию автора — если вы в качестве аргумента опираетесь на книгу, постарайтесь не просто привести пример ситуации, мнения героев, их точки зрения. Важно донести, что этим хотел сказать писатель и как это можно соотнести с вашим мнением по поводу тезиса.
- Возможность выразить свою точку зрения — при проверке экзаменационных работ на этот параметр обращают особое внимание. Например, проверяющие итогового сочинения. Ведь на позиции автора работы и строится всё сочинение — она выступает в качестве скелета.
- Связность и последовательность — не стоит перескакивать с одной мысли к другой, нужно написать такой материал, который будет читаться плавно, где линия повествования не будет время от времени нарушаться.
- Грамматические и речевые нормы — нужно избегать орфографических и пунктуационных ошибок, а также стараться погружаться в русский язык по максимуму, добавляя причастные и деепричастные обороты, средства выразительности, где это уместно.
- Точность фактов — при использовании в сочинении аргументов важно быть уверенным в том, что факты подлинные, и вы точно можете это подтвердить.
- Объём — о требованиях к объёму написано в правилах, на уроках об этом сообщает учитель. Если вы напишите сочинение-рассуждение слишком маленького размера, его могут не проверить и автоматически аннулировать результаты.
- Этичность — у каждого может быть определённое мнение по какому-либо вопросу. Вы свободно можете высказывать его в письменной форме, однако стоит помнить — при этом не нужно оскорблять интересы других.
Структура сочинения-рассуждения
План сочинения-рассуждения состоит из привычных пунктов, которые вы могли видеть в других творческих работах, где надо развивать определённую мысль:
- Вступление (состоит из одного или двух абзацев). Во вступлении автор обозначает свою позицию, связанную с тезисом — согласен ли он с ним или же нет.
- Основная часть (занимает порядка 70 процентов от всего сочинения, она обычно состоит из количества абзацев равного количеству аргументов). Самая объёмная и важная составляющая текста, в которой ученику нужно привести аргументы и соотнести их с тем, что описано во вступлении.
- Заключение (по размеру оно схоже со вступлением и состоит из 1-2 абзацев). В этой части необходимо кратко повторить то, о чём вы рассказывали в сочинении, к каким выводам пришли после аргументирования личного мнения.
Подготовиться к ЕГЭ гораздо легче, когда у вас есть наставник. Вы можете записаться на онлайн-курсы и улучшить свои знания в выбранных для сдачи предметах. Обратите внимание на проверенные варианты обучения от лучших школ на рынке с сайта tutortop:
- Годовой курс по подготовке к ЕГЭ — ЕГЭLAND
- Русский язык. Основа. Подготовка к ЕГЭ — Вебиум
В литературе структуру сочинения-рассуждения обозначают ещё и так: Тезис — Аргументы — Вывод. Это необходимо для точного разграничения, ведь в первом пункте надо обозначить проблему и привести обоснование своего мнения, выбор. В основу сочинения закладывается идея и проблема. А количество аргументов меняется от одного текста к другому в зависимости от типа и конкретного случая — обычно школьники приводят два или три аргумента, в каждом из них по паре абзацев.
Некоторые ребята подбирают цитаты из литературных произведений и проводят их анализ. На первых этапах подготовки у многих возникают сложности с разбором позиции автора книги. Чуть позже с развитием навыков можно использовать и другой вариант: обращаться к конспектам, написанным на уроках, и дополнять их. Иногда ученики с дополнительной подготовкой с родителями или педагогами работают таким образом — они самостоятельно развивают проблему, используя различные положения, доводы, новые проверенные источники информации, обращаются к полному учебному алгоритму и данным.
Характеристики сочинения-рассуждения во многом зависят от требований. Например, рекомендуемый объём итогового сочинения в 11 классе (его пишут все выпускники школы) — 350 слов, минимум — 250. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут. В ЕГЭ по русскому языку от школьников требуется написание текста объёмом не менее 150 слов. Учителя советуют придерживаться усреднённых значений и не растягивать работу — так повышается вероятность допустить больше ошибок и получить меньше баллов.
Этапы написания и примеры
При написании сочинения ученики школ часто сталкиваются с проблемой — они не понимают, с чего начать рассуждение. Во-первых, перед тем, как писать работу, нужно внимательно читать тему или цитату. После этого вы должны дать её свою оценку — это необязательно должна быть категоричная точка зрения из серии «чёрное или белое». В некоторых из тем важен выбор «золотой середины». После того, как вы определись с мнением, стоит набросать примерный план работы.
Нет необходимости расписывать всё чётко, будет достаточно нескольких предложений — на этом этапе важно общее понимание того, как будет строиться сочинение, какие примеры можно привести из литературы или других источников. Теперь вы готовы к написанию вступления.
Вступление
Основная цель вступления — подвести читателя к главной мысли и обозначить свою позицию по вопросу. Здесь не нужно много слов, надо писать сжато, но уверенно. Введение в сочинении имеет определённый вид, знакомит читателя с работой: он должен понять, о чём в ней будет идти речь в этой. Есть интересные варианты того, как построить вступление.
Привести высказывание или цитату на эту тему. Например: «Слова Ф. Ницше — «Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает» описывают моё отношение к дружбе в целом».
Задать вопрос и дать на него ответ. Допустим, вы выбрали тему «В какой дом хочется приходить снова и снова?» и спрашиваете «Что такое дом и домашний очаг?», затем идёт следующий ответ — «Для меня это тёплые чувства, близость душ, доверие и забота».
Затронуть актуальность. В качестве примера на тему, связанную с передачей опыта предыдущего поколения современному возможно привести такие слова— «Мы в определённой степени все связаны друг с другом. То, что было раньше, повлияло на развитие технологий, общение, установление связей. Благодаря предкам современные люди понимают, что живут в одну из эпох, со своими плюсами и минусами».
Не забудьте о фразе: «Я согласен с тем, что дом — это то место, где тебя всегда ждут» или же «у меня сложилось мнение о том, что в соответствии с разными периодами взросления мы постепенно отдаляемся от дома, он не так много значит для нас».
Чтобы плавно перейти к основной части, используйте такие конструкции, как «Для подтверждения своей точки зрения, я приведу примеры из литературы», «Мои слова помогут подтвердить приведённые ниже аргументы».
Основная часть
Самая большая часть школьного сочинения -рассуждения, в которой необходимо привести аргументы. Чаще всего школьники опираются на литературные произведения, описывают ситуации в романах и рассказах, не забывая упомянуть автора и жанр. Сделать текст более живым помогут фразы — «На мой взгляд…С, «Я считаю, что…», а для структурирования стоит добавить слова например, поэтому, во-первых, во-вторых.
Например, вы выбрали тему про бережное отношение к природе. Основа — Люди забыли, что она — их дом.
«Обратимся к произведению Чингиза Айтматова «Плаха». В нём наглядно отражены действия человека, который разрушает окружающий его мир. Герои произведения издеваются над сайгаками, а в лесу из-за пожара умирают маленькие волчата. Их мать не может пересилить своё горе, она копит материнскую любовь и вследствие этого привязывается к человеческому ребенку. Охотники не понимают всех чувств волчицы и стреляют в неё. Из-за выстрела погибает сын одного из охотников. В гибели ребенка нельзя винить волчицу, здесь всё ложится на плечи людей, — они ворвались в лес, убили её детей, а значит, пошли против естественного развития событий. Произведение «Плаха» на наглядном примере и истории отражает то, чем может закончиться данное отношение к окружающему нас миру и животным».
Второй аргумент:
«О губительном отношении человека к среде вокруг писал и В.П. Астафьев в повести «Царь-рыба. Главный герой Игнатьич имел потребительское отношение к окружающей среде на протяжении долгих лет — он занимался браконьерством, ловил рыбы больше, чем ему было нужно. Им управляла жадность. Ему на крючок попался очень большой осётр. Рыбак осознавал, что один он не сможет вытащить громадину, однако опять же жадность не позволила позвать на помощь. Астафьев пишет: «Реки царь и всего мира царь — на одной ловушке». Этим примером он показывает, какое влияние человек оказывает на окружающий мир, как быстро он может его погубить».
Заключение
Используем приём обобщения всего сказанного выше и подводим итоги. Перед написанием лучше ещё раз перечитать весь текст и выделить главное.
Пример:
«Мы сталкиваемся с природой на протяжении всей жизни, которая буквально окружает нас. На основе рассуждений можно сделать вывод, что у человека с ней есть неразрывная связь. А потребительское отношение к окружающему миру не только наносит непоправимый вред, но и сказывается на личных качествах человека — он становится более замкнутым, некорректно проявляет ярость и злость, не может с понимаем относиться к другим».
Советы по подготовке
- Чтобы проще ориентироваться в темах и соотносить их с проблематикой литературных произведений, фильмов, театральных постановок, сделайте большую таблицу — напротив тематики разместите названия книг или кинокартин, в скобках укажите краткое описание в паре предложений.
- Пишите на разные темы, чтобы уметь подбирать аргументы. Чем больше практики, тем проще будет справиться с итоговой работой на уроке или экзамене. Не забывайте о качестве сочинения, грамматических и пунктуационных нормах, правилах орфографии. Для поиска информации всегда можно найти сервисы, где легко поделиться своей работой, найти полезные контакты среди других ребят, вместе реализовать любой проект — перед регистрацией проверяйте политику конфиденциальности.
- Научитесь правильно формулировать идею. Она объясняет смысл всей работы, при этом идея не должна совпадать с основной проблемой, тезисом. Её часто упоминают в конце сочинения, но именно идея для материала определяет его форму, порядок построения аргументов, что полезно на любом из этапов подготовки.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему, подобрать тезис, а далее — написать готовое сочинение-рассуждение. Творческий и мыслительный процесс позволит взглянуть на работу и задание не только со стороны автора, но и грамотно оценить качество сочинения, понять, получилось ли раскрыть тему.
Последние новости об изменении ЕГЭ мы услышали в августе 2023, когда ФИПИ опубликовал поправки к КИМ. Сегодня разберём главное: какие изменения произошли в ЕГЭ 2024 года, какие предметы это затронуло больше всего и что значат обновлённые формулировк...
В 2024 году, как и всегда, ЕГЭ остаётся важнейшим испытанием для старшеклассников, открывающим двери в вузы и определяющим дальнейший карьерный путь молодых людей. Минпросвещения опубликовало новый проект плана проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году. В эт...
Выбор предметов для ЕГЭ — важный шаг для всех одиннадцатиклассников. В этой статье рассказываем, какие экзамены нужно сдавать абитуриентам, желающим начать карьеру сфере международных отношений. Международные отношения — что это...
Единый государственный экзамен по истории состоит из двух частей, включающих в себя 21 задание, за которые можно получить максимально 42 первичных балла. На выполнение всех заданий отводится 210 минут. Часть 1 — задания с кратким ответом. Они про...
Историю на ЕГЭ сдают не все выпускники — предмет нужен только в тех случаях, если он есть в перечне вступительных испытаний для поступления в вуз. Как и другие предметы, оценивается история по стобалльной шкале. Но изначально за каждое из заданий на...
Список предметов, с которыми можно заходить в пункт проведения экзамена, достаточно мал. Нужные таблицы распечатываются вместе с КИМами, никакими вспомогательными средствами пользоваться нельзя, и даже к механическим часам присматриваются с подозрен...