Когда нужно показать ребёнка логопеду?
Родители, спокойно! Ваш малыш в порядке, даже если произношение звука «р» далеко от идеала.
Tutortop и онлайн-центр логопедической помощи и развития «Формула речи» изучили возрастные нормы речевого развития детей.
Прежде чем впадать в панику и тащить ребёнка к логопеду, стоит проанализировать развитие малыша в соответствии с нормами речевого развития. Важно помнить: раннее обнаружение проблемы способствует быстрой корректировке.
Приведём нормы развития речи дошкольников, на которые нужно ориентироваться:⠀
2 года
- Малыш использует в разговоре более 200 простых слов. Кто-то уже говорит простые фразы: «Мама, дай»,«Папа, иди».
- Абсолютно нормально, если в этом возрасте ребёнок смягчает согласные: например, произносит «зюби», а не не «зубы».
2,5 года
- Ребёнок строит небольшие фразы: «Я надену шапку и пойду гулять».
- В речи появляются личные местоимения, прилагательные, предлоги.

3 года
- В словаре ребёнка уже более 1000 слов.
- Он способен формулировать сложные предложения: «Мама, пошли скорее гулять, на улице весело».
- Исчезает смягчение согласных звуков.
3-3,5 лет
- Идёт активное расширение словарного запаса.
- Малыш задаёт много вопросов «Зачем?» и «Почему?»
4 года
- Рёбёнок начинает правильно произносить свистящие согласные [с, с’, з, з’, ц].
- Зарождается интерес к чтению.
В этом возрасте под присмотром детского педагога или логопеда можно начинать учить буквы и слоги. Это поможет избежать различных ошибок и переучивания в будущем.
5 лет
- Ребёнок тренируется в словообразовании и словоизменении: «маминая помада», «четырехноговая собака», «макарошковый суп».
- К пяти годам ребёнок овладевает чётким и чистым произношением шипящих [ш, щ, ж] и звука [ч].
- У некоторых детей ещё присутствует неверное произношение сонорных звуков [р, р’, л, л’]. Но если вместо «лапа» вы слышите «вапа» (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится «горлом» (грассируя) – то это повод для беспокойства. Такое произношение недопустимо!
Помните: не нужно резко поправлять или передразнивать своего ребёнка. Задача родителя — спокойно и правильно произнести нужное слово, чтобы малыш получил верный образец.

6 лет
- Ребёнок уже понимает значение фразеологизмов, легко может составить рассказ по картинкам или пересказать только что услышанный сюжет.
- Читает слова и небольшие предложения, пытается писать.
- Сформировано правильное произношение звуков [р, л].
7 лет
- Ребёнок хорошо владеет развёрнутой фразовой речью: сочиняет рассказы и сказки, знает большое количество стихов, загадок, умеет толковать пословицы и поговорки.
Не стоит судить о речевом развитии ребёнка только по произношению. Родители просто не видят всей картины и зачастую успокаивают себя: «Он у нас просто немного шепелявит/картавит/проглатывает слова» и т.д. Нередко «картавость» и «шепелявость» – признаки более глубинных речевых расстройств, которые в будущем могут негативно повлиять на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Кроме постановки звуков, в систему логопедической работы с дошкольниками также входит:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики, памяти, воображения, связной речи;
- расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
- развитие фонематического слуха и т.д.
Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в речи вашего ребёнка, не откладывайте визит к логопеду. Даже небольшие проблемы ведут за собой психологический диссонанс и мешают полноценному общению со сверстниками.
Помните, всегда легче предотвратить нарушения речи, чем исправить!