Дата обновления: 29 Января 2024
15.03.2022
20028
5.5 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Плюсы и минусы онлайн-обучения: как преподавать детям онлайн?

В сегодняшних реалиях онлайн-образование является наиболее удобным инструментом обучения, однако по-прежнему такой формат вызывает вопросы у родителей, которые сомневаются в его эффективности.

TutorTop поговорил с Антоном Петренко — преподавателем GeekSchool по кибербезопасности и выяснил, какие есть плюсы у онлайн-образования, а также с какими сложностями можно столкнуться детям и преподавателям на удаленке.

Плюсы и минусы онлайн-образования

В большинстве случаев сложности могут быть технические, отмечает преподаватель. В рамках курса зачастую требуются те или иные технические средства, которыми дети не всегда обеспечены. 

«Это не всегда выполняется, не всегда родители контролируют, соответствует ли оборудование тому, которое требуется для курса. У детей возникают проблемы и сложности», — рассказал он. 

При этом, не все дети серьезно относятся к онлайн-обучению. Так, некоторые занимаются на даче или в машине через смартфоны или планшеты, тогда как конкретное занятие может требовать наличия ПК. 

Однако данный факт — как плюс, так и минус. Если оборудование позволяет, то заниматься онлайн можно из любого места. Это касается не только детей, но преподавателей, у которых с учетом их занятости не всегда есть возможность попасть на офлайн-лекцию в нужное время и нужное место. 

Кроме того, в онлайн-формате лекцию всегда можно пересмотреть. 

«В офлайн-формате такой возможности нет, присутствовал на уроке и все»,— добавляет Антон Петренко.  

То есть обучение онлайн — для обеих сторон более гибкий формат.

Как заинтересовать детей на онлайн-обучении? 

Тут многое зависит от самого предмета. Например, если говорить о кибербезопасности, сейчас на слуху «русские хакеры», которые вызывают у детей живой интерес.

Однако не все так просто. 

При обучении на онлайн-курсах детей всегда можно поделить на три категории: есть дети, которые целенаправленно и сознательно идут на какой-то предмет, то есть их интерес уже созревший. С такими детьми, заниматься, как правило, проще всего.

Есть другая категория — те, кто заинтересовался предметом, но пока не до конца понимает его сути и для чего он нужен. Таким детям еще предстоит определиться, будут ли они и дальше заинтересованы.

И есть третья категория учеников — те, которых родители заставляют идти на те или иные курсы. Как правило, они не очень любят делать домашние задания, часто пропускают сроки сдачи. Но и с такими не сильно заинтересованными детьми возможна эффективная работа.

Во время занятий по кибербезопасности детям не приходится решать скучные задачи — они разбирают уязвимости и, грубо говоря, изучают, как взломать чужой компьютер, не в реальности конечно, а на виртуальных машинах.

На занятиях также встречается соревновательный формат — задания на веб-уязвимости. При правильном выполнении задания у ребенка появляется красный флажок и ему начисляются баллы.

«У детей это вызывает интерес, это их подстегивает. Руки у них не опускаются. У нас обучение построено вокруг этой соревновательной программы», — рассказывает Антон Петренко.

Таким образом, конкуренция является мотивационным фактором не только для взрослых, но и для детей. 

Бесплатное стоковое фото с 2019-ncov, covid-19, imac

Есть ли разница между восприятием онлайн-занятий детьми младшего и старшего возраста?

Любой онлайн-курс предполагает небольшой уровень хотя бы базовых навыков пользования ПК, но у детей помладше этих навыков меньше. Им приходится все более подробно объяснять.

Дети постарше — более опытные пользователи, у них меньше вопросов по поводу настройки оборудования и других деталей обучения.

С теми, у кого возникают проблемы с настройкой оборудования или другие вопросы, преподаватели работают индивидуально. Например, создают отдельные чаты, в которых можно обсудить те или иные трудности. Или, например, проводят онлайн-конференции, если в текстовом формате ребенку все равно непонятно. 

Со скольки лет ребенок может воспринимать информацию в таком формате?

«Думаю даже с 6-8 лет, это зависит от курса и от его сложности, главное не переборщить и не дать ребенку слишком сложный курс, все должно быть постепенно», — поделился Антон Петренко. 

А вообще, по словам эксперта, этот вопрос индивидуальный. Так, ребенку даже младшего возраста может быть просто интересен сам предмет, и у него все будет получаться.

Редко бывает такое, что у ребенка совсем не получается, но как правило, индивидуальные занятия спасают ситуацию, добавил преподаватель. 

«Идеально, когда камера у обоих и вы друг друга видите: когда я их вижу и они меня видят, и я вижу их реакцию на то, что я говорю. Могу заметить по реакции, если что-то непонятно, задать уточняющие вопросы», — говорит он. 

Так что же лучше — живое общение или дистанционное обучение? 

В конечном счете, по словам Антона Петренко, оптимальным форматом обучения является гибридный — когда совмещаются офлайн и онлайн взаимодействие. Иногда требуется взаимодействовать напрямую, считает эксперт. 

На сайте TutorTop есть отдельный раздел онлайн-курсов для детей. Курсы рассчитаны для детей любого возраста, начиная от дошкольников и заканчивая учениками 11 классов. Всего на сайте собрано более 750 курсов для детей.  

Хочу учиться онлайн!
Мы знаем, как сложно определиться с обучением и найти свой путь. Поэтому создали TutorTop — агрегатор онлайн-курсов с удобным фильтром, отзывами выпускников и механизмами сравнения. Мы поможем вам выбрать идеально подходящее для вас обучение.
Да, помогите мне!