Дата обновления: 06 Февраля 2024
21.11.2022
13649
9.5 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Профессия методолог онлайн-курсов

Спрос на специалистов в сфере EdTech неуклонно растёт, появляются новые вызовы и, следовательно, новые профессии. Tutortop погрузился в тонкости рынка образования и рассказал о методологе онлайн-курсов: чем он отличается от специалистов, что должен знать и как стартануть в профессии.

Исследуя названия позиций и рынок вакансий, мы обнаружим, что специалистов, создающих и преобразующих EdTech-рынок в России — невероятное множество. Это может быть методист-онлайн курсов, продюсер образовательных программ, педагогический дизайнер, разработчик онлайн-курсов, специалист дистанционного образования, программный директор, продуктовый менеджер в образовании. Ощущаете масштаб?

В русскоязычном пространстве онлайн-образования ещё не сложилось строгого разделения специализаций, потому что рынок ещё молод и терпит структурные преобразования. Вследствие этого, стоит ориентироваться не на название позиции специалиста, а на функционал, который он выполняет в своей роли. 

Методист, методолог, педдизайнер: в чём разница?

Разберёмся в разнице между ключевыми специальностями: методолог и методист онлайн-школы.

Методист — это стартовая профессия в EdTech. Он решает задачи по разработке учебных программ, структурирует материалы по готовому фреймворку, общается с экспертом, а также отслеживает результаты обучения.

Обычно методист начинает с несложных разноплановых задач, чтобы научиться видеть картину целиком и в будущем вырасти в методолога.

Часто методистом в академической среде называют педагога по методике преподавания предмета. Такой специалист способен разработать способ ведения предмета и преподавать его самостоятельно.

Как правило, педагогический дизайнер и методист будут выполнять примерно те же задачи. Здесь это скорее вопрос терминологии и перевода: название «педагогический дизайнер» появилось как заимствование термина «instructional designer», что можно точнее передать через словосочетание «проектировщик онлайн-образования» или «инженер образовательного процесса». Также часто педагогическим дизайнером себя представляет методист, вышедший из корпоративной среды.

Методолог — это уже опытный специалист с проектами в портфолио и фундаментальными знаниями в проектировании образования. Он разрабатывает новые методы и их технологии применению, создаёт фреймворк, в соответствии с которым работает методист.

На практике такое жёсткое разделение работает не всегда, и методист может выступать как методолог, внедряя новые подходы в образовательные продукты.

В компетенции хорошего методолога входит:

— знание и умение внедрять методические подходы и фреймворки;

— знание андрагогики, или науки об обучении взрослых;

— умение смотреть на программу «со стороны»;

— умение вести исследовательскую деятельность;

— аналитический склад ума. 

Как создаётся онлайн-курс?

Чтобы разработать любой образовательный продукт, нужно быть знакомым с различными моделями педагогического дизайна. Одна из самых широко используемых методик — модель ADDIE (analysis, design, development, implement, evaluate). Её можно разделить на 10 этапов:

1. Анализ мастерства, определение уникальности

Прежде чем приступать к непосредственной разработке материалов курса, необходимо ответить на вопросы: «Зачем мы разрабатываем этот продукт?», «Какие цели он преследует и какие боли решает?» и «Чем наш курс будет отличаться от тех, что уже существуют на рынке?». Стоит проанализировать курсы конкурентов в той же нише.

2. Построение образовательной линейки

Чтобы избежать пресыщения информацией и прокрастинации участников курса из-за неграмотно структурированного (пускай и очень классного опыта эксперта!), нужно по возможности распределить экспертизу по нескольким образовательным продуктам. Для этого разрабатывается своеобразная линейка: определяется основной продукт, доступный всем, и VIP-продукт, доступный по более высокому тарифу.

3. Разработка концепции курса и предполагаемых результатов по итогам курса

Разработку курса в первую очередь нужно начинать с выстраивания результатов. На этом этапе методолог курса определяет итоговые результаты ученика курса. 

4. Тестирование продукта

Здесь настаёт самое время протестировать MVP-версию продукта, чтобы понять, что нужно докрутить, изменить или убрать совсем. Для проведения этого этапа существуют такие методы, как опросы, CustDev-интервью и т. д.

5. Разработка архитектуры курса (уроки, сценарии, закрепление изученного)

Настало время разрабатывать контент уроков? Не совсем. В первую очередь необходимо определить практические задания, их цель и форматы. Только после этого можно начать разработку текстового наполнения продукта. Также задания на закрепления должны иметь разный формат — после завершения курса студент должен применять знания в различных ситуациях.

6. Разработка презентаций и визуального материала

Методолог работает над структурой, тезисами, текстом презентации, а составленное техническое задание передаёт дизайнеру.

7. Формирование образовательной среды (привлечение «помощников» — кураторов и наставников)

Над этой задачей не всегда работает методолог (привлекать — задача HR-менеджера), но порой методолог участвует в отборе наставников на проект, пишет регламенты, онбордит их перед стартом.

8. Запуск образовательного продукта (разработка маркетинговой кампании, продающего мероприятия)

Часто перед запуском курса эксперты проводят «прогревное» мероприятие, чтобы познакомить аудиторию с участниками курса. На этом этапе методолог включается в разработку структуры такого ивента, чтобы в ней сочетались и полезный контент, и нативные продажи.

9. Сопровождение процесса (оформление платформы, анализ прохождения курса участниками)

Перед началом обучения обязательно важно проследить за техническими аспектами: правильный порядок загрузки уроков, методическое оформление, работающий функционал у всех участников курса. Если у кого-то из участников есть сбои, то методолог включается в процесс и вносит изменения в программу. 

10. Подведение итогов курса и анализ обратной связи

Анализ прохождения обучения и интервью с участниками курса помогает в выявлении слабых мест и позволяет проделать работу над ошибками перед следующим потоком.

Также каждый методолог может взять на себя дополнительные функции, чтобы развивать в себе разносторонние компетенции и «расти» в профессии выше.

Какая зарплата у методолога?

Стартовая зарплата методолога начинается от 20-30 тысяч рублей. Всё зависит от индустрии, сложности запроса и навыков специалиста. 

Через год работы методолог может претендовать на доход в размере от 50-60 тысяч рублей и выше. Иногда компания выплачивает процент от продаж и поощряет за дополнительные выполненные задачи.

Где учиться на методолога?

Сейчас в России пока нет программ высшего учебного образования, обучающих методологов или методистов. Чтобы начать карьеру в этой сфере, необходимо изучать специализированную литературу, получить базовые знания и умения на онлайн-курсах и практиковаться. А закрыть базу можно на онлайн-курсах: посмотреть их можно в нашей подборке.

На что подписаться будущему методологу?

Каналы, на которые нужно подписаться специалисту в сфере онлайн-образования:

  1. Образование, которое мы заслужили
  2. LX Notes // Образование как продукт
  3. Образование 4.0
  4. Дашич, беги
  5. yet another Paris
  6. LXD Hero 💙 home

Обязательно держать на столе как Библию книжку Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта».

Ещё один полезный список — каналы для поиска классных позиций будущим покорителям мира EdTech:

  1. Вакансии в образовании — один из крупнейших каналов в телеграме, который ежедневно публикует позиции в сфере образования. Есть вакансии не только для методистов и методологов, но и для преподавателей, кураторов, создателей контента, руководителей проектов и т. д. Всегда с прямыми контактами!
  2. На канале «Образование, которое мы заслужили», есть еженедельный дайджест вакансий с обзором рынка труда. 
  3. Вакансии разумных | International | EdTech — в канале публикуются вакансии, стажировки и волонтёрства для начинающих и опытных специалистов в образовании. Много удалёнки и позиций с релокацией в Европу и США.
  4. Onwards & Upwards — канал в Телеграме, который публикует вакансии (в основном зарубежные) в образовании, некоммерческих проектах и Social Impact компаниях.
  5. Вакансии у Валеры — проект с вакансиями из некоммерческого сектора и сферы образования. Ещё есть отдельный канал с зарубежными вакансиями.

Ну и, конечно же, подписывайтесь на Ютуб-канал Tutortop, где мы делам обзоры на образовательные продукты от онлайн-школ — держите руку на пульсе, будущие методисты!

Как стать методологом образовательных курсов?
Если вы хотите освоить профессию методолога онлайн-курсов, выбирайте подходящий для себя курс на сайте tutortop. Мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку