Дата обновления: 30 Июля 2024
13.10.2022
14606
4 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Когда нужно показать ребёнка логопеду?

Родители, спокойно! Ваш малыш в порядке, даже если произношение звука «р» далеко от идеала.

Tutortop и онлайн-центр логопедической помощи и развития «Формула речи» изучили возрастные нормы речевого развития детей. 

Прежде чем впадать в панику и тащить ребёнка к логопеду, стоит проанализировать развитие малыша в соответствии с нормами речевого развития. Важно помнить: раннее обнаружение проблемы способствует быстрой корректировке. 

Приведём нормы развития речи дошкольников, на которые нужно ориентироваться:⠀

2 года

  • Малыш использует в разговоре более 200 простых слов. Кто-то уже говорит простые фразы: «Мама, дай»,«Папа, иди». 
  • Абсолютно нормально, если в этом возрасте ребёнок смягчает согласные: например, произносит «зюби», а не не «зубы».

2,5 года 

  • Ребёнок строит небольшие фразы: «Я надену шапку и пойду гулять». 
  • В речи появляются личные местоимения, прилагательные, предлоги.

3 года 

  • В словаре ребёнка уже более 1000 слов. 
  • Он способен формулировать сложные предложения: «Мама, пошли скорее гулять, на улице весело». 
  • Исчезает смягчение согласных звуков.

3-3,5 лет

  • Идёт активное расширение словарного запаса.
  • Малыш задаёт много вопросов «Зачем?» и «Почему?»

4 года

  • Рёбёнок начинает правильно произносить свистящие согласные [с, с’, з, з’, ц]. 
  • Зарождается интерес к чтению.

В этом возрасте под присмотром детского педагога или логопеда можно начинать учить буквы и слоги. Это поможет избежать различных ошибок и переучивания в будущем.

5 лет

  • Ребёнок тренируется в словообразовании и словоизменении: «маминая помада», «четырехноговая собака», «макарошковый суп».
  • К пяти годам ребёнок овладевает чётким и чистым произношением шипящих [ш, щ, ж] и звука [ч]. 
  • У некоторых детей ещё присутствует неверное произношение сонорных звуков [р, р’, л, л’]. Но если вместо «лапа» вы слышите «вапа» (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится «горлом» (грассируя) – то это повод для беспокойства. Такое произношение недопустимо!

Помните: не нужно резко поправлять или передразнивать своего ребёнка. Задача родителя — спокойно и правильно произнести нужное слово, чтобы малыш получил верный образец.

6 лет

  • Ребёнок уже понимает значение фразеологизмов, легко может составить рассказ по картинкам или пересказать только что услышанный сюжет. 
  • Читает слова и небольшие предложения, пытается писать. 
  • Сформировано правильное произношение звуков [р, л].

7 лет

  • Ребёнок хорошо владеет развёрнутой фразовой речью: сочиняет рассказы и сказки, знает большое количество стихов, загадок, умеет толковать пословицы и поговорки.

Не стоит судить о речевом развитии ребёнка только по произношению. Родители просто не видят всей картины и зачастую успокаивают себя: «Он у нас просто немного шепелявит/картавит/проглатывает слова» и т.д. Нередко «картавость» и «шепелявость» – признаки более глубинных речевых расстройств, которые в будущем могут негативно повлиять на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Кроме постановки звуков, в систему логопедической работы с дошкольниками также входит:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики, памяти, воображения, связной речи;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие фонематического слуха и т.д.

Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в речи вашего ребёнка, не откладывайте визит к логопеду. Даже небольшие проблемы ведут за собой психологический диссонанс и мешают полноценному общению со сверстниками. 

Помните, всегда легче предотвратить нарушения речи, чем исправить!

Оцените статью

4.7 5 (1461 оценка)
Ищете логопеда для своего ребёнка?
Специально для вас мы собрали отдельную подборку лучших онлайн-курсов по развитию речи на рынке и сравнили их по цене, продолжительности и отзывам студентов.
Посмотреть подборку