Дата обновления: 13 Февраля 2024
13.10.2022
14312
4 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Когда нужно показать ребёнка логопеду?

Родители, спокойно! Ваш малыш в порядке, даже если произношение звука «р» далеко от идеала.

Tutortop и онлайн-центр логопедической помощи и развития «Формула речи» изучили возрастные нормы речевого развития детей. 

Прежде чем впадать в панику и тащить ребёнка к логопеду, стоит проанализировать развитие малыша в соответствии с нормами речевого развития. Важно помнить: раннее обнаружение проблемы способствует быстрой корректировке. 

Приведём нормы развития речи дошкольников, на которые нужно ориентироваться:⠀

2 года

  • Малыш использует в разговоре более 200 простых слов. Кто-то уже говорит простые фразы: «Мама, дай»,«Папа, иди». 
  • Абсолютно нормально, если в этом возрасте ребёнок смягчает согласные: например, произносит «зюби», а не не «зубы».

2,5 года 

  • Ребёнок строит небольшие фразы: «Я надену шапку и пойду гулять». 
  • В речи появляются личные местоимения, прилагательные, предлоги.

3 года 

  • В словаре ребёнка уже более 1000 слов. 
  • Он способен формулировать сложные предложения: «Мама, пошли скорее гулять, на улице весело». 
  • Исчезает смягчение согласных звуков.

3-3,5 лет

  • Идёт активное расширение словарного запаса.
  • Малыш задаёт много вопросов «Зачем?» и «Почему?»

4 года

  • Рёбёнок начинает правильно произносить свистящие согласные [с, с’, з, з’, ц]. 
  • Зарождается интерес к чтению.

В этом возрасте под присмотром детского педагога или логопеда можно начинать учить буквы и слоги. Это поможет избежать различных ошибок и переучивания в будущем.

5 лет

  • Ребёнок тренируется в словообразовании и словоизменении: «маминая помада», «четырехноговая собака», «макарошковый суп».
  • К пяти годам ребёнок овладевает чётким и чистым произношением шипящих [ш, щ, ж] и звука [ч]. 
  • У некоторых детей ещё присутствует неверное произношение сонорных звуков [р, р’, л, л’]. Но если вместо «лапа» вы слышите «вапа» (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится «горлом» (грассируя) – то это повод для беспокойства. Такое произношение недопустимо!

Помните: не нужно резко поправлять или передразнивать своего ребёнка. Задача родителя — спокойно и правильно произнести нужное слово, чтобы малыш получил верный образец.

6 лет

  • Ребёнок уже понимает значение фразеологизмов, легко может составить рассказ по картинкам или пересказать только что услышанный сюжет. 
  • Читает слова и небольшие предложения, пытается писать. 
  • Сформировано правильное произношение звуков [р, л].

7 лет

  • Ребёнок хорошо владеет развёрнутой фразовой речью: сочиняет рассказы и сказки, знает большое количество стихов, загадок, умеет толковать пословицы и поговорки.

Не стоит судить о речевом развитии ребёнка только по произношению. Родители просто не видят всей картины и зачастую успокаивают себя: «Он у нас просто немного шепелявит/картавит/проглатывает слова» и т.д. Нередко «картавость» и «шепелявость» – признаки более глубинных речевых расстройств, которые в будущем могут негативно повлиять на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Кроме постановки звуков, в систему логопедической работы с дошкольниками также входит:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики, памяти, воображения, связной речи;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие фонематического слуха и т.д.

Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в речи вашего ребёнка, не откладывайте визит к логопеду. Даже небольшие проблемы ведут за собой психологический диссонанс и мешают полноценному общению со сверстниками. 

Помните, всегда легче предотвратить нарушения речи, чем исправить!

Ищете курсы для своего ребёнка?
На сайте tutortop есть раздел курсов «Детям». Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов для детей на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку