Дата обновления: 13 Февраля 2024
22.12.2021
22712
10 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Как удержать внимание ребенка во время обучения

Как удержать внимание ребенка на уроке - эффективные приемы обучения, которые используют опытные педагоги и лучшие онлайн-школы и интернет-курсы.

Потеря внимания на уроке — обычное явление, которое негативно сказывается на продуктивности занятий и качестве усвоения материала. Ругать ребенка за то, что ему интереснее рассматривать голубя за окном вместо того, чтобы усердно решать скучные задачи, не нужно. Но как помочь ученику сконцентрироваться на нужном, но скучном предмете? Что такое геймификация? И зачем родителю знать о приемах удержания внимания? Tutortop обсудил тему с международной школой математики и программирования  для детей «Алгоритмика»  и разобрался в этих вопросах.

Почему дети отвлекаются

Приемы обучения детей начальных классов, подростков и выпускников отличаются. Причиной тому особенности психического и физического развития в разном возрасте. Нужно использовать разные программы и способы донести информацию до ребенка, учитывая его восприятие. Даже если это один материал, например, на курсах программирования — дети должны учится в соответствующих возрастных группах, где применяются методики легко воспринимаемые учеником. Например, как на курсах по Python Pro в Алгоритмике, где ребенок превращается в сооснователя IT-стартапа и решает интересные задачи в процессе всего обучения.

Дети младших классов

Вчера еще воспитанники детских садов, сегодня — школьники. Для первоклассника школа — это новое место, другое окружение. У ребенка появляются переживания и страхи, не будет ли он отставать, сможет ли справиться с заданиями.

В начальном школьном возрасте у детей полностью меняется деятельность. Переход от игры в разных проявлениях до более интенсивного обучения, выполнения скучных задач. Важно, чтобы этот процесс не был резким, одномоментным. Чтобы ребенку было легче привыкнуть к новым правилам, важно включать в образовательный процесс задания в игровой форме. А в первые месяцы — сделать игру обязательной частью программы.

Еще один прием — в уроки по математике добавить информатику. Это поможет привлечь внимание детей и показать им, что компьютер не только игрушка, но и инструмент для созидания, решения задач.

2-4 классы
Ко второму классу ребенок успевает освоиться. Понимает, как проходят уроки, что от него требуется. Игра уже не обязательна. Но геймификация — хороший способ подогреть интерес у ребенка, особенно во второй половине дня, когда усталость дает о себе знать.

5-6 классы
Переход в среднюю школу — очередной стресс. Хотя изменения не настолько значимые, как при приходе в первый класс, но накладывается ранний подростковый возраст. Появляется желание стать не просто частью общества, но получить признание у сверстников. Это учитывается при разработке программы. Геймификация получает новое воплощение.

Появляется работа в команде. Это может быть решение задач, подготовка проекта всем классом или разделение учеников на группы. Главное, у детей появляется навык коллективной работы, умение общаться и добиваться результата совместным трудом.

7-9 классы
Подростки хотят казаться взрослыми, поэтому ведут себя более серьезно. Детские игры, которые были приемлемы еще пару лет назад, уже не подходят. Хотя геймификация по прежнему актуальна, но в новыхе проявлениях. Например, совместная работа над проектом или ролевые игры, где четко распределяются роли участников. Задачи для командной работы становятся сложнее и объемнее.

Обратите внимание. В 13-15 лет подростки уже умеют критически оценивать успехи и действия окружающих. Хорошо составляют причинно-следственные связи, видят, чья работа привела к успеху. Поэтому от педагога требуется максимальная объективность при оценке.

Как удержать внимание детей на занятии: эффективные приемы

Педагоги с опытом уже спустя три-четыре месяца интуитивно понимают, когда ученики начинают уставать и терять концентрацию. И знают, как удержать внимание детей на уроке. Сменить вид деятельности, переключиться на другую задачу или раздать индивидуальные занятия. Приемов много. Самые простые, но эффективные:

Изменение интонации и шепот

Изменение интонации, громкости, темпа, проставление смысловых ударений — этим приемам тысячи лет. Но это не мешает им оставаться эффективными. Простой способ привлечь внимание даже уставших учеников.

Использование заготовок

Однотипные рутинные задачи быстро надоедают, заставляют детей отвлекаться. Чтобы не потерять внимание и концентрацию, стоит разбавлять программу обсуждением ситуаций с учениками.

Например, когда для закрепления таблицы умножения приходится решать много похожих уравнений, уже на четвертом примере интерес утрачивается. Удержать внимание помогут командные соревнования по решению задач между несколькими группами. Или проверка правильности решения в парах.

Примеры с пустыми абстрактными цифрами можно заменить ситуационными задачами, близкими к жизни.

Чередование деятельности

Однотонная деятельность быстро утомляет. Стоит избегать монотонных задач. Обсудили тему, записали, сделали физическую разминку, разделили класс на группы, сделали тест. Чем динамичнее проходит урок, тем лучше усваивается материал.

Физкультурные минутки

Короткие физические разминки — это требование санитарных норм. И хороший способ ненадолго сменить умственную деятельность на физическую, что положительно сказывается на концентрации. Включение в программу короткой подвижной деятельности — это еще и про здоровье.

Впрочем, физкультминутка может быть обучающей. Что особенно актуально в компьютерных классах, где активные игры запрещены. Например, учитель выводит на экран утверждение. Если оно верно — дети поднимают левую руку, если нет — хлопают в ладоши.

Физминутка — хороший прием, чтобы удержать внимание детей на уроке. Это смена деятельности, возможность закрепить материал. Если провести в игровой форме — повышает интерес, мотивацию посещать занятия.

Никаких негативных эмоций

Ругать ребенка за то, что ему интереснее наблюдать за происходящим за окном, вместо того, чтобы слушать скучные лекции или решать оторванные от жизни задачи — не только бессмысленно, но и недопустимо. Да, это заставит его мобилизироваться, лишь для того, чтобы занять защитную позицию к проявлению агрессии. О концентрации на уроке, восприятии материала можно забыть.

Потеря внимания — часть организационного процесса. И вернуть его можно только если по-настоящему заинтересовать ребенка. Здесь работают только тактичные действия, без лишних эмоций.

Как использовать геймификацию дома

Обучение ребенка не заканчивается в учебном классе и продолжается дома. Но часто родители на первое место ставят результат, забывая о чувствах ребенка. Небольшие неудачи не должны приводить к стрессу и более усердному штудированию учебного материала. В конце-концов, ребенок ходит в школу или посещает курсы программирования, робототехники, дизайна для собственного блага. Нужно говорить с детьми, спрашивать, что интересно.

Чтобы домашние задания давались легче, их тоже можно перевести в игровую форму. Например, совместно разобрать скрипты в Scratch или интерфейс спроектированного мобильного приложения. Обсудить альтернативные способы решения задачи.

В процессе обучения на курсах по программированию родители далеко не всегда могут адекватно проверить домашнее задание и оценить, правильно ли ребенок его выполнил. Особенно, когда дети изучают языки со сложным синтаксисом, такие как Python или C++. Здесь элементом геймификации станет обучение ребенком родителя. Незаметно для себя он закрепит материал и самостоятельно сделает проверку своей работы.

Подобрать для себя курс по программированию можно в обзоре лучших курсов.

Поиск чужих ошибок — что может быть интереснее?

Повторение закрепленного материала или проверка собственной работы не нравится ни детям, ни взрослым. Другое дело — поиск чужих ошибок. Это занятие вызывает энтузиазм даже у самых неусидчивых учеников. Прием можно использовать на любых скучных занятиях.

При обучении “слепой печати” на клавиатуре вместо набора бессмысленной последовательности из букв или слов можно использовать тренажеры, имитирующие игру. Или дать задание придумать стишок или смешной афоризм и набрать его в текстовом редакторе.

При обучении программированию, языкам, слепой печати или во время решения математических задач — везде поиск чужих ошибок заставляет сконцентрироваться и вспомнить все свои познания. Порой, такой прием дает лучшие результаты, чем традиционное повторение и закрепление на практике.

Хочу учиться на отлично!
Для тех, кто хочет учиться на одни пятерки, мы собрали подборку онлайн-курсов от топовых школ на рынке онлайн-образования.
Посмотреть подборку