Дата обновления: 15 Февраля 2024
02.08.2022
16450
8 мин
author-avatar
Екатерина Самохвалова

История успеха: как начать управлять IT-проектами в 40 лет

Дмитрий Шестаков окончил курс «Менеджер проектов» онлайн-школы Яндекс Практикум. Tutortop поговорил с ним и узнал, почему он выбрал профессию проджект-менеджера, а не разработчика, что раздражало в учёбе на курсе и каково это — стать студентом в 40.

Тоска по родине и поиск себя в IT

Я работал инженером-сметчиком и руководителем проектов в стройорганизациях, в компании-производителе металлопластиковых окон. Прошёл путь от младшего инженера до главы региональной коммерческой службы в Peri. Эта компания — мировой лидер по производству и поставке опалубки и строительных лесов. 

Работа в Peri требовала постоянного пребывания в Краснодаре. А я всю жизнь прожил в Симферополе и, работая в чужом городе, сильно тосковал по дому. Поэтому я ушёл из Peri. Вернулся на родину, понимая, что вряд ли найду похожую работу в Крыму из-за бедности нашего рынка. И я решил для себя, что чтобы работать из дома, мне нужно получить удалённую профессию. 

Долго выбирать не стал и сразу пригляделся к сфере IT. Я знал, что это перспективная отрасль, которая, даже несмотря на спад экономики в период ковида, продолжала свой рост. А ещё в IT есть много удалённых профессий. 

Сначала я хотел идти в разработчики. Но мои друзья, которые работают проджектами, меня отговорили. Они сказали, что у меня уже есть хорошие софт и хард скиллы благодаря работе руководителем проектов в строительстве, B2B-продажах. И вместо того, чтобы в 40 лет учиться чему-то новому, лучше плавно перейти из одной отрасли в другую. 

И действительно, к тому времени у меня был большой опыт в переговорной практике, управлении проектами, общении с заказчиками и подчинёнными. Так что друзья были правы — не было смысла ставить крест на моём опыте, принципы управления проектами схожи в любой сфере. Так я принял решение, что стану проджект-менеджером в IT.

Фото: личный архив Дмитрия Шестакова

О бесплатных курсах Практикума и нелюбви к видеоурокам

Дальше я начал искать обучение по профессии и несколько дней подряд штудировал отзывы людей на курсы онлайн-школ. Определиться было трудно. Один мой друг, который более 10 лет руководит IT-компанией, посоветовал присмотреться к Яндекс Практикуму. Когда-то его приглашали туда как стороннего эксперта для проведения лекций студентам.

Я почитал отзывы об этой платформе. Из положительных узнал, что Практикум предлагает перед покупкой изучить бесплатную часть обучения. И чтобы не покупать кота в мешке, решил, что для начала пройду вводный курс по профессии «Менеджер проектов». 

На этом курсе не было такого, что 10 бесплатных уроков подряд Практикум рекламирует, как классно обучает людей. Наоборот, с первого же занятия мне начали давать наглядный учебный материал. И ещё появилось представление, как и чему меня будут учить. 

Мне понравилось, что обучение проходит в интерактивном формате: ты играешь роль молодого проджекта, который идёт в IT-компанию и постигает там азы профессии. Пока изучаешь теорию, ты нажимаешь на кнопки и отвечаешь на контрольные вопросы. Это мне нравится больше, чем формат видеоуроков, смотреть которые нужно себя заставлять. И я решил взять курс «Менеджер проектов» от Яндекс Практикума. 

Кстати, бесплатная часть курсов дала мне базовые знания не только по проджект-менеджменту, но ещё по разработке и дизайну. Во время основной учёбы я проходил вводные уроки на Практикуме для разных профессий, чтобы понимать, чем занимаются другие сотрудники в IT-компаниях. 

Плюсы и минусы учёбы в Практикуме

В самом обучении меня зацепило, что кураторы Практикума оперативно выполняли просьбы студентов, а не откладывали в долгий ящик. Если нам с одногруппниками чего-то не хватало, например, встреч с наставниками, мы просили их организовывать. Кураторы создавали мероприятия в Zoom и приглашали туда практикующих специалистов. 

Если я вовремя не сдавал домашки, преподаватели и кураторы интересовались, что у меня не получается, нужна ли помощь с выполнением. Ассистенты группы спрашивали, хватает ли мне учебного материала, всё ли понятно. На мой взгляд, Практикум заинтересован в том, чтобы его студенты стали хорошими специалистами, а не просто получили бумажку с печатью для статистики.

Самое приятное за полгода учёбы — наблюдать свой прогресс

Если до курса понятия backend- и frontend-разработка были для меня китайской грамотой, то во время учёбы я хорошо разобрался в том, кто и чем занимается в процессе разработки и с головой погрузился в процессы IT-компаний. 

Но неприятные моменты тоже были. Когда я начал учёбу, курс тогда только запустили. В текстах уроков были логические ошибки и опечатки. Домашние задания не всегда были понятно сформулированы, приходилось переспрашивать кураторов. 

А ещё преподаватели никогда сразу не давали прямой ответ на вопрос. Мне нужно было искать дополнительную информацию и включать голову, чтобы их понять. Поначалу это раздражало: я заплатил столько денег за курс, почему мне не могут объяснить все в подробностях? 

Как я понял потом, это делают специально, чтобы студент учился искать ответы на вопросы самостоятельно. Такой преподавательский подход устраивает не всех. Но на практике вам тоже никто не приносит ответы на блюдечке. Поэтому уметь искать всю нужную информацию самому — действительно важно, и со временем я к этому привык.

О планах на будущее и студенчестве в 40 лет

Ближе к концу обучения Практикум даёт советы по трудоустройству. За свои 40 лет я не раз ходил на собеседования и составлял резюме, но кое-что на курсе было в новинку. Например, я узнал, что следует говорить работодателю, а что нет, как правильно себя представлять, что такое сопроводительное письмо и как его составлять. Было полезно послушать об этом и применить советы на практике.

Искать работу я начал тогда, когда закончилось основное обучение и осталось примерно четыре недели на выполнение дипломной работы. Нашёл быстро — устроился проджект-менеджером в компанию Just Work через два дня после сдачи диплома.

В одном из заданий в дипломной работе было составление планов на будущее, чтобы чётко понимать свой карьерный трек. Я отвёл себе три года, чтобы дорасти до сеньора. А дальше буду решать: продолжать ли мне развитие в управлении проектами, уйти в продажи в IT-сфере или вообще создать стартап. 

Всем, кто будет проходить образовательные курсы, я советую усердно учиться и не бояться задавать вопросы. По крайней мере в Яндекс Практикуме на них всегда отвечают. А ещё не нужно бояться менять свою жизнь. У меня были опасения, что у меня что-то не выйдет, когда я только искал курсы. Но они исчезли благодаря моему усердию и отклику кураторов. 

Стать студентом в 40 — это новая норма

Было здорово сесть за студенческую скамью. Сейчас мир изменился настолько, что сколько бы у тебя не было образований и дипломов, это не повод останавливаться в профессиональном развитии. Без учёбы — никуда. 

Хочу заниматься проджект-менеджментом!
Если вы хотите развиваться в сфере управления проектами, то выбирайте подходящий для себя курс на сайте tutortop. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку