Как сделать карьеру в гейм-индустрии: рассказывает профессионал
Геймдев привлекает молодых людей тем, что эта сфера развивается в международном масштабе, перспективна и предполагает довольно высокие зарплаты. Кажется, что попасть в ряды разработчиков игр почти невозможно и ниша уже занята «более талантливыми и перспективными». Друзья tutortop XYZ School побеседовали с продюсером MY. GAMES Venture Capital Дмитрием Филатовым и выяснили, так ли это на самом деле.
Что важно уметь
Для игрового разработчика важнее всего «хардскиллы» и «софтскиллы».
«Хардскиллы» — это технические навыки. То есть, например, умение работать с визуальной частью и при этом понимать, как это можно интегрировать в техническую часть.
«Софтскиллы» — это навыки, полезные при коммуникации с коллегами. В виду коллективной природы игровой разработки разные специалисты в сфере гейминга работают в тесной взаимосвязи, поэтому важно то, как вы можете работать с чужими идеями и внедрять свои.
Карьерные этапы в геймдеве
Карьера в геймдеве, как и во многих других отраслях, делится на путь от «джуна» (младшего специалиста) до «лида» (старшего специалиста). По слова Дмитрия, чем выше ваша позиция, тем большее влияние вы можете оказывать на игру.
“Когда у вас появляется вопрос «Зачем вы двигаетесь по карьерной лестнице?», вы объясняете: «Я хочу оказывать большее влияние на игру, хочу повлиять не только на то, как выглядит окружение, а в принципе на арт»”, — объяснил он.
«Путь до лида» состоит из 4 этапов — джун, миддл, сеньор и, собственно, лид. По оценке Дмитрия в среднем этот путь занимает 5 лет. Многие люди останавливаются на позиции сеньора, так как должность лида подразумевает в большей степени общение с людьми, чем выполнение какой-то технической работы с предыдущих этапов.
О начальном этапе карьеры
По словам Дмитрия, в начале карьеры специалист в геймдеве может зарабатывать примерно 70-90 тыс. рублей, но в целом зарплата зависит от навыков соискателя и расположения места работы. Продюсер рекомендовал во время собеседования «просить зарплатную вилку», так как непонятно, какой у компании бюджет и попадаете ли вы в этот бюджет со своими запросами. Но если вы устраиваетесь джуном, то лучше просить меньшую зарплату, чтобы просто попасть на работу.
По словам продюсера, в начале карьеры смена работы даёт 20-30%-ный зарплатный рост, но если вы меняете место работы слишком часто (например, несколько за год) или, наоборот, сидите на одном месте 10 лет, это скорее вызовет вопросы.
Как не завалить собеседование?
Прежде чем пойти на собеседование в компанию, куда хотите устроиться, лучше сходить в 3-4 других места, чтобы понять, что вас ждет. Также стоит изучить компанию, чтобы показать свою заинтересованность, поиграть в её игры или игры смежных жанров.
Ошибки новичков
- Синдром самозванца. При устройстве на работу у новичка может возникнуть ложное ощущение, что его более опытные коллеги умнее, а он сам ничего не умеет. Но если вас взяли на работу, значит для вас есть задачи, которые вы в силах решить.
- Негативное восприятие замечаний о работе. Если вам дают фидбэк — это хорошо. Что-то получится исправить сразу, что-то не получится. Вас не ругают, как человека, а дают отзыв о вашей работе. Фидбэк — это нормальное проявление рабочего процесса.
- Культ инструмента. Вы должны контролировать инструмент, а не наоборот. Не стоит зависеть от конкретного движка или 3D-пакета.
- Неспособность попросить о помощи. Джуны часто до последнего не говорят о трудностях в работе и доводят до критических ситуаций. Все были на младших позициях и понимают ваши проблемы — нет ничего постыдного в просьбе о помощи.
- Вера в добро и «компанию мечты».«Многие приходят и думают, что сейчас все вместе будут креативить, собираться вместе и что-то выдумывать. Но на самом деле джуном вы будете просто делать, что скажут, пока не завоюете авторитет. Будет очень много работы, рутина, продюсер будет зарабатывать больше вас. Всё как в жизни. Но окружать вас будут в основном умные, интересные люди, разделяющие ваши ценности», — рассказал Дмитрий.
- Плохо развитые навыки коммуникации. В любой работе важно уметь слушать, говорить, доносить свои мысли и быть способным решать конфликты.
- Нежелание разбираться глубже в своей специальности. По словам продюсера, сегодня в геймдеве нельзя «зарыться» в своём направлении и не думать о других. Художник не может заниматься исключительно моделированием персонажей — если он хочет расти, то должен разбираться в том, как работают шейдеры, материалы, экспорт и другие технические детали.
- Не играть в игры. Для специалистов в геймдеве это, можно сказать, «приговор», особенно если человек не играет в игру, над которой работает.
- Критикуя — предлагай. Нужно не просто критиковать работу других сотрудников, но и предлагать, как можно исправить их ошибки.
- Непринятие изменений в работе. Некоторым людям тяжело принимать радикальные изменения в процессе разработки. Иногда месяца работы могут пойти под нож из-за перестановки в концепции.
- Человек не контролирует промежуточный результат своей работы.
Разработчик должен сопровождать результат своей работы и проверять его работоспособность во время разработки, а не отправлять его сразу в релизный билд.
Смена профессии: как перейти в игровую разработку
«В первую очередь, стоит окружить себя людьми, которые поддерживают вас и верят в ваш успех. Во-вторых, нужно научиться получать удовольствие от процесса работы, а не от ее результата. Мотивацию же нужно находить в себе, а не в других людях», — рассказывает Дмитрий.
Если вы хотите стать лидом:
- Вы «про людей».
Работа лидов — «про людей». Нужно уметь мотивировать команду, общаться, поддерживать. - Нужно понимать, зачем вам это. Не стоит становиться лидом просто из-за того, что появилась такая возможность, нужно понимать, что вы действительно хотите вырасти в этом направлении.
- Не делайте этого только ради денег.
«Какой-нибудь узкоспециализированный специалист может легко зарабатывать больше лида, так что не стоит воспринимать заработок как главный мотиватор», — отмечает продюсер. - Избавьтесь от «синдрома отличника».
Поначалу на должности лида у вас будет многое не получаться, вы будете допускать ошибки — это нормально. Если чувствуете, что вам тяжело делать работу наполовину, и постоянно нуждаетесь в похвале и «пятерках», то это не ваше, если вы это в себе не переборете. - Нужно уметь быть «плохим».
Лид должен не только хвалить сотрудников, но и уметь замечать их ошибки и говорить им, если они не справляются со своей работой. Если лид вовремя не скажет сотруднику о проблемах, то тот в итоге даже не поймёт, почему его уволили. - Научитесь работать в Excel.
Лид должен уметь работать с таблицами: строить планы, проводить расчеты и эстимации, выявлять риски по данным. - Умейте смотреть на проблемы чужими глазами.
Вам нужно уметь посмотреть на проблему с точки зрения сотрудника, который предлагает её решение, и понять его. - Не бойтесь брать ответственность за то, что вы не контролируете.
- Думайте «почему ДА» вместо «почему НЕТ».
«Лидер — это не тот, кто всегда прав, а тот, кто быстрее всех находит «почему ДА», идёт делать и иногда оказывается прав», — подчеркивает Дмитрий. - Умейте делегировать задачи.
Задача лида — настроить команду, чтобы она могла выполнять основную работу, а он вносил в неё небольшие правки. Нужно уметь делегировать задачи и заставлять людей делать то, что вы хотите.
О будущем индустрии геймдева
Индустрия геймдева сейчас продолжает активно расти: в игры много инвестируют, а на рынке появляются качественные курсы, обучающие разработке игр. Как отмечает Дмитрий, денег в сфере даже больше, чем нужно. При этом игры ещё даже не приблизились к пределу развития.
Несмотря на предвзятое отношение к мобильным играм, они приносят больше половины дохода индустрии. А создание мобильной игры — достаточно тяжелый процесс. Консольный рынок при этом чуть-чуть меняется, в нем по-другому распределяются деньги, но он не умирает.
Игры вызывают все больший интерес, многие предпочитают их другим развлечениям. Особенно интерес к играм вырос во время пандемии.
Разработчики не запираются в своей области, а изучают и смежные. Например, художник начинает разбираться в постановке света и переносе модели в движок, в анимации.
Все больше становится генерируемого контента. Так, в качестве примера Дмитрий привел мир Horizon Zero Dawn и No Man’s Sky — во второй генерируется даже флора и фауна каждой планеты. Из-за того, что контент делать дорого, разработчики заранее думают, как можно использовать его повторно.
Если раньше специалисты были ограничены инструментами в реализации своих идей, то теперь больше ценятся сотрудники, которые могут «круто придумать», так как всё больше рутинной работы автоматизируется, а на многие технические вопросы уже найдены ответы.
Много ли женщин в геймдеве?
По словам продюсера, в IT много женщин. При этом, они, как правило, просят более высокую зарплату, чем мужчины, особенно на управленческих должностях, так как из-за того, что работа занимает большую часть времени, они как бы «отказывают» себе в материнстве.
Влияет ли возраст трудоустройства на работу?
Согласно законодательству, вам не имеют права отказать в приеме на работу из-за вашего возраста. Но часто работодателей отталкивают характерные возрастные особенности людей. Например, в 40-50 лет тяжелее меняться и адаптироваться, а людям в 20 лет свойственно слишком категоричное мышление.
Как построить успешную карьеру в геймдеве?
По словам Дмитрия, главное условие — любить игры и играть в них. Важно также ставить себе цели на ближайший год и не ждать, пока кто-то даст вам шанс вырасти или потянет вас вверх — нужно самому учиться и совершенствоваться.
Лучшие профессии для простого входа в геймдев
Как отмечает продюсер, нет «простого» способа попасть в игровую разработку, — зато есть «короткие» пути. Например, в QA можно попасть быстрее всего, даже понимая до конца, как работают игры.
Вторым способом можно назвать коммьюнити-менеджмент и все, что связано с коммуникациями. Для этого человек просто должен быть «наигранным».
Художнику найти проект чуть сложнее — для этого нужно хорошее портфолио.
Программистом же на первых порах устроиться тяжелее всего — в этой профессии изучение необходимых знаний занимает больше времени, чем в других областях. Если художник может сразу начать применять знания на практике, то программист для начала должен освоить большое их количество.
GitLab — это комплексное решение для управления репозиториями Git, которое позволяет разработчикам эффективно сотрудничать, управлять кодом, автоматизировать процессы развертывания и следить за состоянием проектов. GitLab объединяет в себе инструмен...
Python-разработчики — это специалисты, которые используют язык программирования Python для разработки программного обеспечения, включая веб-приложения, системы автоматизации и проекты в области машинного обучения. Язык Python популярен благодаря про...
В мире, где технологии развиваются быстрее, чем новые слова появляются в слэнге подростков, выбор правильного курса программирования для вашего ребенка может стать настоящим испытанием. Сегодня мы погрузимся в лабиринты кода и алгоритмов, чтобы помо...
В этой статье мы расскажем о разных программах для программирования, какие из них подойдут новичкам и что предпочитают профи. Редактор кода Это специальная программа для написания и редактирования кода компьютерных программ. Она обычно предлаг...
Системный администратор — это важный специалист в любой организации, который следит за тем, чтобы компьютеры и сети работали без сбоев. В этой статье мы расскажем, кто такие системные администраторы, какие задачи они выполняют, какие навыки им нужны...
Сейчас почти каждый из нас всегда носит с собой смартфон. А кто делает все эти приложения, которыми мы пользуемся каждый день? Это мобильные разработчики. В этой статье мы расскажем о том, кто они такие и что делают. Вы узнаете, какие умения нужны,...