Дата обновления: 02 Февраля 2024
08.03.2023
9768
13.5 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Как лучше запоминать информацию?

Наш головной мозг устроен довольно сложно, как и механизмы памяти. Но любой человек может тренировать этот орган, чтобы быстрее запоминать информацию, не путаться в именах и датах. Существуют специальные полезные техники, при помощи которых процесс запоминания облегчается, снижается количество времени на усвоение материала. Tutortop расскажет, как запоминать информацию быстро и надолго — в нашей статье ищите эффективные приёмы, рабочие и проверенные способы лучше воспринимать материал.

Мнемоника 

Мнемотехниками называют специальные приёмы для запоминания информации, к которым относят ассоциации, локации и интервалы. Чаще всего используют ассоциации, которые наиболее эффективны для того, чтобы легко запомнить необходимые аббревиатуры, непонятные формулы, списки или структуры. Допустим, вам надо выучить список правителей или запомнить, кто их коллег в каком отделе работает. При этом мнемонические приёмы отлично помогают при запоминании имён, номеров телефонов, дат и событий, стихов и иностранных слов. Ими также пользуются для изучения большого объёма информации. 

В основе одного из принципов мнемоники лежит образование ассоциативных рядов, в которых человек меняет абстракцию на реальные решения. Самое главное отличие — использование ярких ассоциаций. Например, для каждого из имён можно подобрать подходящее обозначение, которое у вас с ним ассоциируется. Другая техника — выделение ключевых слов. Если вы запоминаете достаточно большой текст, выделите в нём основные слова. Ваш мозг будет «‎подтягивать» по смыслу остальной текст. Поначалу это могут быть фразы, потом — предложения, после — целые абзацы.

В мнемонике есть принципы и сложнее — например, метод локусов или создание дворца памяти. Для его использования нужно взять подходящую локацию. Новички могут использовать пространство собственной дома или квартиры, где уже всё знакомо. Следующий шаг — выделение предметов интерьера, мебели, бытовой техники. Важно мысленно плавно переходить от одного объекта к другому. Локус — это как раз каждая остановка в вашем дворце памяти. 

Эта техника поможет лучше запомнить любой смысловой ряд в правильной последовательности, числа, символы, длинные конструкции из множества предложений. Вам нужно «‎цеплять» необходимую информацию для запоминания за каждую деталь дворца памяти. Если запоминать надо действительно много, создайте больше комнат и рассматривайте предметы ещё более скрупулезно. Например, не просто холодильник, а его дверцы, морозилка, магниты на нём. После использования техники вы удивитесь, как работает наш мозг. Если вам хочется больше узнать об этом удивительном органе, советуем изучить статью-подборку литературы по этой теме из нашего блога.

Интервалы

Методика интервального повторения основана на изучении информации при помощи повторения её через определённые промежутки времени. Наш мозг работает так, что большое количество информации запоминается в разы лучше, если учить её не за один раз, а за несколько подходов. Есть разные типы интервальных повторений — ультракраткосрочное, краткосрочное, долгосрочное. Первое используют, когда информацию нужно запомнить и воспроизвести через пару часов, второе — повторение данных на протяжении 3-4 дней. Последний вид подходит для запоминания информации на долгие годы.

Допустим, вам нужно подготовиться к выступлению. — у вас есть более недели на подготовку. Вы начали учить информацию в понедельник в 9 утра. Продолжайте изучение на протяжении часа, а после сделайте перерыв в 15 минут и снова повторите необходимый объём. Следующий подход — через 8 ч. Третий — через 24 часа. Последний этап — через 3 дня. Если нужно выступать через пару часов, разбейте их на 10 минутные интервалы и не забывайте про перерывы в 5-7 минут. Рекомендуется не просто перечитывать изученный материал, а самому воспроизводить данные вслух, вспоминать, иногда подсматривая в источник.

Метод Фейнмана

Этот метод назван в честь Ричарда Фейнмана — физика и лауреата Нобелевской премии. Он придумал способ, помогающий быстро и эффективно запоминать большое количество любой информации, а также структурировать её прямо в голове. На структурировании подробнее мы остановимся чуть ниже, а пока — подробнее про метод Фейнмана.

Ричард Фейман — американский учёный. Один из создателей квантовой электродинамики.

Это тезисный подход, который позволяет облегчить усвоение самой сложной информации. Нужно выписать тезисы по теме и понять, какие из них вы хуже всего понимаете. Можно дополнить уже готовый текст новыми тезисами. Важно записывать их понятным языком, без сложных терминов. Ваша задача — изложить весь текст таким образом, чтобы он был понятен даже ребёнку. После того, как вы сделаете это, попробуйте пару раз пересказать то, что получилось. Если вы с трудом подбираете слова, текст нужно сделать ещё проще. Может показаться, что способ слишком лёгкий и им уже все давно пользуются. Но именно Ричард Фейнман предложил из объёмного материала с чрезмерным количеством терминов делать увлекательные истории, которые в разы легче запоминать. Помимо упрощения текста также можно дополнить его визуальным рядом, например, графиками или схематичными рисунками. Наш мозг любит картинки и зачастую лучше усваивает знания, когда сплошной текст разбавлен качественными изображениями. Для того, чтобы обнаружить и проработать пробелы в памяти, полезным опытом будет запись вашего пересказа на диктофон телефона. 

Структурирование

Чтобы быстро запомнить новую информацию, стоит обратить внимание на структурирование. Его также называют дроблением или фрагментированием. Наглядный пример — представьте себе предложение, в котором не стоят знаки препинания. Такое предложение воспринимается гораздо сложнее. Похожая ситуация с большими числами— 2500000 и 2 500 000 — совсем разные вещи. Так же работает и метод структурирования при запоминании новой информации.

Вы можете разбить текст на смысловые части, а длинный список рассортировать по алфавиту. Подбирайте более удобный для себя способ структурирования и грамотно используйте его для разных целей — на учёбе, на работе, в повседневных задачах.

Последовательность или сторителлинг 

Вы замечали, что когда информация изложена последовательно или же представляет собой историю с несколькими интересными сюжетными линиями, человек в разы легче её воспринимает и запоминает? Эффект сторителлинга активно используется в разных областях — например, в рекламе или блогинге. В блогах этот инструмент даёт прекрасную возможность для привлечения внимания аудитории. Похожий эффект достигается и в рекламной индустрии. Но сторителлинг в такой же степени хорош для усвоения материала.

Основа данного инструмента заключается в составлении отдельных сюжетных линий, в каждую из которых включены элементы для запоминания. Это похоже на локусы и создание дворца памяти, только сторителлинг чуть проще и понятнее для восприятия — начать работу над развитием памяти лучше именно с него. Попробуйте составить одну или несколько историй с небольшим количеством предметов, которые нужно сохранить в памяти. При использовании этого приёма важно включать воображение и погружаться в выдуманные миры, поэтому обязательно старайтесь вписывать информацию в контекст событий максимально незаметно, будто детали, цифры, факты присутствовали в истории всегда.

Осмысление 

Будучи школьниками или студентами мы часто заучивали тексты из учебников и лекций, чтобы сдать тест или экзамен, учили не всегда рифмованные стихи, рассказывали их на уроках литературы, а на следующий день уже плохо помнили их структуру. Дело в том, что зазубривание или механическое запоминание информации приводит к её быстрому забыванию. Получается, что через час после заучивания мы помним около 70% текста, а спустя ночь — всего лишь 35%. Неудивительно, что такой подход плохо работает, когда предстоит подготовиться к докладу или выучить огромный объём информации.

Вместо привычного заучивания лучше попытайтесь вникать в суть. Осмысленная информация хранится в долгосрочной памяти — человек может вспомнить её даже спустя неделю, а вот простая зубрёжка приводит к тому, что материал лишь на время остаётся в краткосрочной памяти. Если вам необходимо выучить текст об исторических событиях, а позже пересказать его своими словами — пользуйтесь методом структурирования и осмысления. Этот вариант также отлично подходит для материалов на иностранном языке — в совокупности с методом карточек он даст отличный результат. 

Карточки 

Многим флеш-карточки знакомы ещё со школьных времён — их использовали на уроках английского, немецкого языка или истории. Сделать такие карточки очень просто — понадобится лишь бумага или картон, а также ручка и фломастеры. С одной стороны запишите определение, а с другой — название. Или это может быть описание страны и её расположение, с одной стороны описание английского слова, с другой — само слово. Плюсы флеш-карточек:

  • с ними проще повторять материал
  • информация быстрее и эффективнее откладывается в долгосрочную память
  • во время их подготовки уже идёт процесс запоминания
  • удобно носить с собой и просматривать в свободную минуту

При создании карточек важно помнить — на одной должен уместиться короткий текст. Если вы сделаете карточки с большими абзацами, это никак не поможет быстрее запомнить информацию. Как дополнение, используйте красочные изображения, рисуйте схемы и визуализируйте сложные термины — делайте всё, чтобы мозгу было легче запомнить понятия. Если вы не хотите делать карточки самостоятельно, следует попробовать работать с их электронным вариантом. Создать флэш-карточки можно при помощи приложений Anki, Opencards.

Советы для быстрого запоминания большого количества информации

  1. Не забывайте о физической активности. Часто, когда мы что-то учим или готовимся к выступлению, то сидим на одном месте. Старайтесь больше двигаться, разминаться — циркуляция крови важна для мыслительного процесса и правильной работы мозга.
  2. Включайте зрение в работу. Зрительная память отлично помогает в усвоении материала — дополняйте информацию изображениями, развешивайте стикеры с картинками по квартире, кладите карточки рядом с рабочим местом, чтобы таким образом сразу запомнить необходимый материал.
  3. Помните о важности своевременных перерывов. Вставать и делать разминку для глаз, тела надо каждые 30-40 минут, если вы сидите за компьютером. При этом постарайтесь убрать все отвлекающие вас факторы — это может быть телефон, телевизор, громкая музыка. Чем спокойнее будет окружающая обстановка, тем быстрее вы справитесь с поставленной задачей.
  4. Делайте письменные конспекты. Учёные советуют записывать информацию от руки — так процесс запоминания становится ещё более активным. Но не стоит забывать о вдумчивости — если вы просто переписываете текст, то вряд ли это поможет запомнить внушительную часть информации.
  5. Наш мозг быстро усваивает данные с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера, именно поэтому повторять стихотворения, изучать учебный материал к экзаменам и любые другие сведения лучше в это время.

Выучить и запомнить важную информацию сразу бывает непросто, особенно когда у человека плохо развита память и работа мозга.

Чтобы лучше усваивать и запоминать информацию, пробуйте разные методы и приёмы, а лучше — чередуйте их между собой. Это работает и с включением в процесс зрительной, слуховой памяти.

Хочу прокачать soft skills!
Если вы хотите развить soft skills, то подборка курсов от tutortop — то, что вам необходимо. В этом разделе вы найдёте не только обучение для развития памяти и внимания, но и лидерству, эффективным переговорам и даже медитации. Выбирайте, что подходит именно вам, и развивайтесь, узнавая новое.
Посмотреть подборку