Дата обновления: 13 Февраля 2024
26.12.2022
11369
6 мин
author-avatar
Ирина Иванова

Живой интерес: как познакомить детей с программированием на Scratch

В юном возрасте мы проявляем интерес к вещам и занятиям гораздо активнее. Даже в 6-7 лет ребята уже во всю горят желанием программировать. Но есть и те, кто только мечтает попробовать себя в этой сфере. Вместе с школой программирования для детей CODIM.ONLINE расскажем об особенностях изучения Scratch. При помощи него можно создавать анимацию, небольшие мультфильмы, рисовать в редакторе и постепенно знакомиться с алгоритмами и циклами. О своих впечатлениях и обучении детей Scratch поделился папа 7-летнего Артёма.

Знакомство 

Как и у многих ребят, компьютер появился в жизни мальчика, когда тот пошёл в школу. Папа тут же задумался не только над его развлекательной функцией, но и над возможностью для Артёма продуктивно проводить время и что-то изучать. Выбор пал на программирование. На запрос «обучение детей программированию» поисковик выдал множество вариантов — Scratch нашёлся не сразу. Для начала папа решил оценить его возможности и около получаса провел за компьютером, передвигая блоки. Позже позвал Артёма, чтобы тот тоже попробовал себя в Scratch. Он понял алгоритм действия и начал «программировать» самостоятельно. Спустя 30 минут ребёнок значительно продвинулся в изучении Scratch и сказал, что ему понравилось заниматься.

Артём проводил по 2-3 часа в Скретч, создавая свои проекты. Единственное — он никак не хотел использовать в них переменные. И только после показа на практике понял , что они реально нужны. Весь первый класс Артём изучал Scratch и рассказывал о нём друзьям в школе, но не получал отклика. Папе пришла в голову идея — установить в классе на нетбуки Scratch и показать учительнице, чтобы та разрешила детям заниматься программированием после уроков. Все прошло успешно — так и остальные ребята начали знакомство со Scratch.

Совместные занятия 

История с занятиями после основных уроков не увенчалась успехом — во втором классе уже не получалось уделять время программированию. Поэтому папа Артёма решил обратиться в молодёжный клуб, куда ребёнок ходил на рисование. Тот дал согласие, но объяснил — помещение для занятий только одно, а проводить их есть возможность лишь по воскресеньям. Хоть папа и не имел преподавательского опыта, он согласился попробовать. Занятия были бесплатными, и на первом этапе возникла сложность — найти ребят, которые хотят программировать. Пришлось подключить своеобразную рекламу  — развесили объявления на стенде, разместили их  в интернете и раздали листовки в школе. Это помогло, теперь нужно было определиться с форматом уроков и организовать проведение первого занятия.

Оно прошло успешно  — 8 детей в возрасте от 7 до 10 лет вместе изучали особенности Scratch и помогали друг другу. Одна девочка уже знала, как работать с ним — её папа программист. Во многом она направляла других ребят, а уже через 15-20 минут все разобрались, как двигать блоки и зачем они нужны. Звуки мяуканья кота из Scratch раздавались на весь класс, но дети были в восторге. А 2 часа пролетели незаметно. После того, как прошли основные блоки, ребята стали требовать игр. Никто не ожидал, что процесс обучения будет таким продуктивным.  Ведь о координатах папа Артёма планировал рассказать только на 5 занятии — без них не получится сделать мультфильм или игру.  Оказывается, во втором классе дети уже знали о координатной плоскости. Поэтому решили на втором занятии применить их и сделать мультфильм.

С каждым занятием количество человек становилось всё больше. С новичками быстро проходили уже пройденный материал, потом делали тот же мультик. Детям нравилось менять персонажей, добавлять другие фразы. И вообще весь процесс больше был похож на игру, чем на учёбу в классическом представлении. Конечно, не все, кто ходил на занятия, решили продолжить это дело. Многие из детей поняли, что программирование им не нравится и вовремя ушли. И это нормально. Оставшиеся же ребята активно изучали Scratch. 

Сложности в процессе обучения возникали, когда приходилось придумывать тему для уроков. Поначалу кажется, что это просто, но спустя 3-4 месяца становится действительно сложно найти что-то новое, удивить детей и «затянуть» их в программирование. Ещё один момент — под рукой всегда нужно иметь дополнительные задания. Все дети двигаются в разном темпе — кто-то быстрее выполняет задания, есть те, кому сложнее даются некоторые темы. Детям всегда должно быть интересно, если ребёнок заскучал, обязательно нужно придумать, что ему показать в  Scratch, вместе освоить новую фишку. Важна и длительность занятия — 40 минут будет достаточно. В возрасте 7-10 лет у них ещё не хватает концентрации, чтобы заниматься по 1,5-2 часа. 

Во время подготовки к урокам папа Артёма понял, что особо не зватает десткой литературы по обучению программированию. Поэтому вместе с сыном они решили сделать книгу, которая поможет преподавателям обучать, а детям — быстрее понимать Scratch. В итоге книга действительно помогла и тем, и другим, а также сподвигла таких же родителей, как папу Артёма, на открытие кружков программирования. Не менее важная её роль — популяризация  Scratch и занятий для детей по этому направлению. Всё больше ребят активно погружаются в тему программирования и им это нравится. 

Если вы задумываетесь над тем, чтобы отдать ребёнка на занятия по Scratch, обратите внимание на уроки от CODIM.ONLINE. В школе программирования для детей есть несколько модулей Scratch — для ребят 5-6 лет, или тех, кто постарше и учится в 3-5 классе. В отличии от героев истории, дети обучаются в формате онлайн — все уроки проходят в Zoom. Но сходство всё же есть — в CODIM.ONLINE также придерживаются игрового формата обучения, а преподаватели всячески поддерживают учеников. 

Хочу, чтобы ребёнок изучал программирование!
Если вы хотите, чтобы ребенок начал изучать программирование, присмотритесь к онлайн-курсам. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов по программированию для детей на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку