Творческим тут место. Почему программирование — это креативная среда?

Вокруг программирования много стереотипов. И главный, что эта профессия нетворческая, которая подходит только для людей с техническим складом ума. В этом материале — рассказываем про то, как благодаря творчеству возникло программирование, почему деление на технарей и гуманитариев — это миф, в каких IT-профессиях можно творчески проявить себя и почему IT — это и есть творчество.

Творчество — двигатель прогресса

Согласно толковому словарю Ожегова, творчество — это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. А творческое мышление — это то же самое, что и креативность, объясняет психологический словарь. То есть способность к генерации новых идей. 

Таким образом, творчеством можно назвать и картины Рубенса, и печатный станок Гутенберга, и законы Ньютона. А что творческого происходило в программировании? 

Немецкий культуролог Мартин Буркхардт, написавший «Краткую историю цифровизации», находит истоки цифровых перемен ещё в 17 веке, когда 600 французских монахов вышли в поле, встали в круг и все вместе взялись за длинную железную проволоку. Аббат Жан-Анткан Нолле коснулся рукой какого-то сосуда с водой (лейденской банки), и все монахи задрожали мелкой дрожью. Это был не обряд экзорцизма, а научный эксперимент, в результате которого миру открылась новая нематериальная ценность — знание, что электричество можно передавать на расстояния.

Ещё один интересный пример творческого подхода, который сыграл не последнюю роль в развитии программирования, можно найти в 18 веке. Студент Трини-Колледжа, математик Чарльз Бэббидж устал решать логарифмы, начал мечтать об универсальной машине, которая будет делать это за человека, и в итоге создал её: аналитическую машину Чарльза Бэббиджа. Это был такой аппарат, в который вставлялись различные перфокарты, запрограммированные на решение определенных задач. 

Бинарная система появилась благодаря математику Джорджу Булю, который воспользовался своим креативным мышлением и посмотрел на цифры с новой стороны: он представил их либо как единство, либо как ничто. То есть 0 и 1. Открытие было революционным: оказалось, что любой объект и любое соотношение можно описать в логике нулей и единиц. Сейчас бинарная система используется практически во всех современных компьютерах.

Десятки открытий вели человечество к созданию компьютера и интернета. И каждое из них было продуктом творческого мышления. Этот процесс не останавливается и сейчас. Голосовые помощники, «умный дом», метавселенная, нейросети — всё это результат творчества айтишников. И сфера IT заняла прочное место в числе креативных.

Деление на технарей и гуманитариев — миф 

Говоря о нетворческой природе программирования, люди порой имеют в виду то, что IT-специальности не подходят гуманитариям. Проще говоря, ты либо картины пишешь, либо код, а третьего не дано. Это мнение ошибочное, потому что ученые давно доказали, что теория деления на технарей и гуманитариев — это миф. У человека могут быть совершенно разносторонние интересы, и любовь к рисованию не исключает любви к математике.  

Миф о делении людей на два типа появился из утверждения о том, что у одних людей лучше работает правое полушарие — и тогда они творческие гуманитарии, а у других левое — поэтому они отличные логики и аналитики.

Разница в функциональной работе полушарий человеческого мозга есть, но доказательств того, что какая-то из частей работает лучше или хуже — нет. Ученые из Университета штата Юта просканировали мозг более 1000 участников эксперимента и в 2013 году выпустили исследование, в котором заключили: оба полушария мозга человека работают с одинаковой активностью вне зависимости от личности испытуемых.

Другое исследование, которое опровергает утверждение о том, что гуманитарии не могут быть айтишниками, вышло в 2020 году. Ученые Вашингтонского университета следили за группой испытуемых, которые изучали Python, и пришли к выводу, что наибольших успехов в обучении достигали люди с высокими способностями к изучению языков. 

Вот реальные примеры того, как известные люди совмещают любовь к классическим видам искусства и коду.

Британский музыкант, соло-гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд, которого журнал Rolling Stone поместил в список «100 величайших гитаристов всех времён», программирует в свободное от музыки время.

«Программирование — это очень интересная и приятная штука. Половину времени я трачу на написание музыкальных программ, компьютерных звуковых генераторов для Radiohead. Пытаюсь обойти чужие идеи о том, что музыкальные программы должны делать и как звучать, отступаю на шаг», — говорил он в книге «Radiohead. Present Tense. История группы в хрониках культовых медиа» Хоскинса Барни.

Американский писатель-фантаст Нил Стивенсон, автор романа «Лавина» и термина Метавселенная, активно занимался программированием в студенчестве и сохранил свой интерес к технологиям на всю жизнь. Он работал консультантом в Blue Origin Джеффа Безоса, а в 2022 году стал сооснователем самостоятельного блокчейна для открытой Метавселенной Lamina1. Любовь к технологиям не мешает писательству: в 2021 году Стивенсон написал роман о глобальном потеплении Termination Shock.

В сфере изобразительного искусства технологии и программирование вовсе стали медиумом для художника. Под медиумом понимается как вид искусства, в котором работает художник, так и то, что он для этого использует. 

К примеру, художница из Сан-Франциско Chelley Sherman создает мистические и порой мрачные арты, используя нейросети, технологии виртуальной реальности и звука.

Alida Sun из Нью-Йорка объединяет цифровое творчество, технологию блокчейн и живые выступления. 

Творчество в IT — на какие профессии обратить внимание

Когда программист пишет код, он участвует в разработке нового продукта. Это само по себе творчество. В процессе разработки он ищет максимально выгодные решения для конечного результата, и здесь включается творческое мышление. Построенное не на фантазии, а на логике, оно всё же остается творческим. 

В этом разделе расскажем о профессиях, связанных с IT и творчеством, в которых вы сможете раскрыть свой потенциал.

Геймдев

Это сфера, в которой есть целый ряд цифровых профессий на стыке виртуальных игр и программирования. Игру, её концепцию и правила придумывает геймдизайнер, а разработчик занимается реализацией идеи. Программирует архитектуру игры, 3D-графику, создаёт уровни, продумывает механику, внедряет в работу искусственный интеллект и многое другое. 

Разработчик в геймдеве может работать как в крупной компании по производству игр, так и в небольших инди-проектах. А ещё он способен сам разработать игру от начала до конца, как это сделал шведский программист Маркус Перссон. Его Minecraft стал одной из самых популярных в мире.

Если вам интересно направление, советуем присмотреться к этим курсам:

Разработчик игр на Unity PRO от SkillFactory

  • Программа рассчитана на 18 месяцев; 
  • Разберётесь в платформе Unity с нуля, научитесь программировать на C# и поймёте все тонкости разработки игр;
  • Разработаете семь игр для портфолио за время учёбы;
  • Для финального проекта создадите игру, в которой будете и геймдизайнером, и разработчиком в одном лице.

Разработчик игр на Unity от Нетологии

  • Программа рассчитана на 10 месяцев;
  • Для поступления не нужен бэкграунд программиста. Работе с Unity и C# научат с нуля;
  • Для портфолио сделаете простые игры в жанрах: runner, карточная игра, 2D-танки, аркадная гонка, RPG.

«Инди-разработчик» от XYZ School

  • Программа рассчитана на 15 месяцев;
  • Обучают с нуля в геймдеве, но нужны минимальные знания в разработке;
  • Результат учёбы — собственная игра с нуля, которую вы создадите в одиночку или с небольшой командой. Лучшим командам обещают помочь в поиске инвестиций для продвижения проекта. 

VR&AR разработка

Развитие технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей  рассматривают как условие для создания полноценной Метавселенной в будущем. Поэтому сфере нужны специалисты, которые придумают, как сделать производство VR и AR более массовым. В России VR и AR разработке учат в Skillbox.

Курс «Профессия Разработчик VR&AR»

  • Программа рассчитана на 12 месяцев;
  • Подходит для новичков в разработке;
  • Студентов учат делать iOS- и Android-приложения, программировать на C#, работать в Unity, работать с VR-очками и презентовать собственные проекты. 

Data Science

Когда к IT добавляется аналитика, кажется, что ничего творческого от профессии ждать не приходится. Однако это не так. Наука о данных и работа с искусственным интеллектом проникают в самые разные сферы нашей жизни — медицину, астрономию, ретейл, другие области — и способствуют разработке прорывных решений.

Например, благодаря работе дата-сайентистов в мире может улучшиться диагностика смертельных заболеваний. А в астрономии дата-сайентисты могут помочь учёным быстрее анализировать огромные объёмы информации. Советуем присмотреться к курсам:

«Профессия Data Scientist» от Бруноям

  • Программа рассчитана на 8 месяцев;
  • Подходит для новичков — учат до уровня Junior Data Scientist;
  • Освоите Python, NumPy, SciPy, pandas и работу с нейронными сетями.

«Профессия Data Scientist» от SkillFactory

  • Программа рассчитана на 2 года;
  • Подходит для новичков;
  • После базового курса студенты выбирают более узкую специализацию в Data Science: разработчик машинного обучения, специалист по компьютерному зрению, специалист по обработке естественного языка.

Дополнить обучение можно мини-курсом «Философия искусственного интеллекта», который Skillbox разработал совместно с МГУ.

Во время занятий спикеры рассказывают о «мышлении машин» и роли философии в развитии искусственного интеллекта. Вы узнаете про основные различия естественного и машинного разума, а также сможете проводить актуальные и этичные научные исследования.

Надеемся, что благодаря этой статье вы по-новому взглянули на работу программиста. И теперь точно знаете, что программист — это творческая профессия, а программирование — это творчество. Пусть пока и не в самом привычном виде.

Хочу стать программистом!
Для тех, кто видит себя в роли программиста, на нашем сайте есть подходящие онлайн-курсы. Мы собрали подборку обучения от топовых школ и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку