Дата обновления: 02 Февраля 2024
15.11.2022
13082
8.5 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Социализация в процессе онлайн-обучения: обзор исследований

В течение последних несколько лет всё больше и больше детей и родителей выбирают для себя онлайн-образование: 

  1. Это удобно – не нужно быть привязанным к определённому месту;
  2. Это экономит время – можно заниматься тем досугом, который действительно интересен;
  3. Это сохраняет ресурс – многие вопросы в дистанционном формате решаются быстрее и легче, нет буллинга со стороны сверстников и педагогов, нет других частых школьных проблем. 

Однако абсолютно справедливо перед каждым родителем встаёт вопрос: «Когда он будет общаться со сверстниками? Он же будет сидеть дома целый день!»

Как же социализация? 

Вокруг социализации детей на онлайне постоянно кружатся какие-то догадки, теории, споры. Одни говорят: «В школе дети каждый день учатся общаться друг с другом, и ребёнок теряет возможность получить это в дистанционном формате». Другие, наоборот, кричат: «Традиционная система воспитывает только повиновение и оставляет травмы на всю жизнь. Если есть возможность избежать этого и пойти учиться в альтернативную школу, лучше это сделать». Не та и не другая сторона не сможет прийти к консенсусу в вопросе социализации, потому что единого ответа быть не может. 

Споры могут длиться бесконечно, однако онлайн-образование существует довольно давно, и сегодня мы знаем о фактических проведённых исследованиях вопросов социализации на семейном образовании. 

Возможно, данные, которые они получили, помогут сомневающимся родителям понять, подойдёт ли семье онлайн-обучение и стоит ли переводить в дистанционный формат ребёнка. Отвечаем на самые распространённые вопросы. 

Если ребёнок не ходит в школу каждый день, то не сможет социализироваться и найти своё место в обществе?

Мало у кого из нас в жизни в детстве была возможность учиться как-то иначе, чем очно, поэтому и возникает такой страх.

Однако исследования, посвящённые социализации хоумскуллеров, начали проводиться уже в конце двадцатого века. И теперь у нас есть их точные данные. 

Так, например, в 1986 году, учёные, сравнившие социальные навыки детей на дистанционном обучении и детей-школьников, выявили факт: умение налаживать связи и общаться со сверстниками никак не связано с ежедневным посещением школы.

В процессе социализации важно только лишь то, как происходит коммуникация. 

Было отмечено и то, что мнения сверстников не имеют такого сильного воздействия на детей-хоумскулеров, как на детей, обучающихся очно. 

Опираясь на эти данные, мы точно можем сказать, что социализация может успешно проходить в условиях семейного образования онлайн. 

Говорят, что у детей на семейном образовании больше проблем с поведением. Это правда?

И в онлайн-форматах и на очной форме учатся одни и те же дети, только в разных условиях жизни. Поэтому мы не можем выделить определённый тип детей: некоторым со сложностями в поведении может быть хорошо в своей школе на очном формате, а другим подойдёт онлайн. В любом случае можно сказать, что сложности с поведением не связаны с обучением онлайн. 

Понять это нам помогает исследование Ларри Шайерса, проведённое в 1992 году. 

Шайерс доказал, что человек в возрасте до 18 лет в основном считывает поведение взрослых и старается следовать их примеру. 

Шайерс приходит к выводу: «Как представляется, результаты демонстрируют, что социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками»

В 2004 году доктор Сьюзен МакДауэлл также провела исследование о проблеме социализации детей на семейном образовании. Доктор изучила всю литературу, которая есть по теме адаптации и социализации, и пришла к выводу, что в современном мире в поведении детей на очном или семейном образовании нет разницы: «Все исследования говорят о хорошем развитии детей». 

Ребёнок должен научиться уважать других. Это невозможно сделать на онлайн-образовании. Не так ли?

Основной показатель способности к социальному взаимодействию – степень самоуважения. 

Прежде чем начать уважать других, важно понять, что значит «уважать» и как это – уважать границы другого. Как правило, человек может почувствовать это только через себя.  В современном мире педагоги и психологи говорят о том, что школьникам совсем не обязательно проходить «школу жизни», которую прошли многие поколения до этого.

Ребёнок должен понимать свою ценность и учиться выражать свою точку зрения. Он не должен чувствовать себя замкнутым и одиноким, чтобы стать «нормальным» человеком. 

Ученые также пишут: чтобы развить самоуважение, важно слушать и слышать то, что говорит ребёнок, принимать значимость его слов. Поэтому, общаясь с ребёнком дома и искренне интересуясь тем, что происходит, родители и все значимые взрослые уже формируют самоценность и навык взаимоуважения.

Таким образом, уже в семье ребёнок учится общаться, а со сверстниками, с которыми он может встречаться на кружках по интересам, во дворе на прогулке, он тренирует своё мастерство. 

Американские исследования 200 детей, обучающихся дома, показали: 90 % детей имеет устойчивый уровень самоуважения и только у 10% этот уровень опускает ниже среднего показателя. 

Дети на очном обучении более зрелые в общении по сравнению с детьми на семейном образовании.

А исследования говорят об обратном.

Дети, обучающиеся в школе, получают опыт горизонтальной социализации – она временна и в каждой ситуации меняется – и опыт вертикальной социализации, которая направлена на служение обществу и приобретения ответственности.  

К такому выводу в 1992 году пришёл Томас Смедли, который провёл исследование и написал диссертацию по теме «Социализация детей, получающих семейное образование». Результат, который опубликовал Смедли, всех поразил: уровень социальной зрелости детей на семейном образовании на 57% выше, чем у школьников.

Опыт этих исследований ещё раз подтверждает то, что проблем социализации не так уж много, и все они могут решаться не только с помощью школы. Когда вы выбираете формат семейного образования и онлайн-обучения, помните, что социализация ребёнка может проходить в других местах и в другое время: в библиотеке, на прогулках, на праздниках, секциях, кружках по интересам – где угодно.

На все самые волнительные вопросы уже есть ответы – на них можно положиться, а в онлайн-школах обычно есть кураторы и психологи, которые помогут решить сложные вопросы. Также, если вы выбираете обучение в онлайн-школе, подумайте о дополнительных активностях, которые обычно есть и в самих школах. Например, в «Онлайн-школе №1» есть много курсов по интересам: от изучения китайского языка до актёрского мастерства. Ребята там занимаются в группах и выстраивают взаимодействие на основе общих интересов, что помогает создавать благоприятную атмосферу. 

Социализация в жизни любого человека – это важный процесс, и то, как мы проходим его, какие навыки мы получаем в детстве, безусловно влияет и на наше будущее. То, какие мы навыки развивали, на что обращали внимание и как распределяли время сейчас определяет нас в будущем.

Поэтому если вы понимаете, что ребёнку сложно, и вы не знаете, как всё исправить, то всегда можно обратиться к помощи специалиста. 

Ищете курсы для своего ребёнка?
На сайте tutortop есть раздел курсов «Детям». Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов для детей на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку