Дата обновления: 20 Февраля 2024
22.09.2023
2790
17.5 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Профессиональные навыки и умения — что писать в резюме

Раздел ключевых навыков или профессиональных умений — один из самых важных в резюме. Но именно в нём соискатели чаще всего допускают ошибки. Казалось бы, что сложного — указать то, что умеешь делать. Однако есть определённые правила, следуя которым, можно профессионально заполнить этот раздел. В этой статье делимся лайфхаками для тех, кто составляет резюме — рассказываем, что такое профессиональные навыки, какие качества указывают в этой графе и что написать, чтобы ваше резюме заметил HR-менеджер или директор по управлению персоналом.

Содержание

Что такое профессиональные навыки и умения

При изучении резюме HR-специалисты особое внимание уделяют навыкам кандидата, который претендует на определённую должность. Профессиональные навыки и умения — это то, что помогает выполнять работу качественно и в срок. Бывают общие навыки, которые можно встретить в разных сферах деятельности, или же специальные, относящиеся к одному из направлений в работе. Благодаря этим способностям и умениям человек выполняет поставленные задачи гораздо эффективнее, —  они указывают на его прошлый опыт, обобщают профессиональную деятельность. Поэтому описание, составленное вами, должно максимально раскрывать потенциал и указывать на выигрышные стороны.

Передают резюме из рук в руки

Пример общих навыков — знание английского языка, способность улаживать конфликты, тайм-менеджмент или мотивация сотрудников. Специальными для разработчика могут быть знание языков программирование, библиотек и фреймворков, для аналитика — работа с большими массивами данных и использование определённых программ. 

Во время заполнения пунктов резюме, важно понимать как каждый из указанных навыков характеризует вас в качестве профессионала, насколько он объективен, можно ли его проверить. Например, во время проведения собеседования будет сложно оценить вашу стрессоустойчивость или умение добиваться поставленных целей. Последние исследования показывают, что большинство работодателей ценит soft skills больше, чем hard skills. Хотя некоторые делают акцент на том, что эти типы навыков в равной степени важны для хорошего специалиста.

Типы профессиональных навыков в резюме

Есть разные классификации и виды навыков и умений, которые помогают справляться с обязанностями на конкретной должности. Глобально они делятся на две большие группы — hard и soft skills. Первые позволяют выполнять технические задачи, а вторые — это личные качества, которые положительно сказываются на рабочем процессе, продвижении по карьерной лестнице, являются важными при взаимодействии с коллегами и заказчиками. Soft skills при этом делятся на три категории — организационные, лидерские и коммуникативные навыки.

  1. Организационные — планирование, способность вести сразу несколько проектов, работа с большим количеством информации.
  2. Лидерские — связаны с мотивацией команды, возможностью вести за собой, создавать подходящие условия труда и отдыха, а также вести открытую коммуникацию.
  3. Коммуникативные — грамотная письменная и устная речь, умение вести переговоры, публично выступать, разрешать споры, заниматься улаживанием конфликтных ситуаций. Эти навыки часто путают с личными качествами, например, вежливостью или коммуникабельностью. Здесь важно выделять, как отмеченные умения используются вами для решения рабочих задач и являются главными.

Hard skills соискателя могут быть разнообразными — это и владение Python, 1С, Microsoft Word, и SEO-оптимизация, и работа с корреспонденцией. Главное писать то, что вы реально использовали ранее. Часто в вакансии компании отмечают, какие именно профессиональные навыки важны для них в соискателе. Не нужно просто копировать весь текст, достаточно изучить требования и понять, подходят ли ваши умения под запрашиваемые со стороны компании.

Развитый эмоциональный интеллект — один из гибких навыков, на который часто обращают внимание. Он помогает решать конфликтные ситуации и находить решение даже для сложных задач, при этом оставаясь в ресурсе. Нетология подготовила курс для специалистов, которые хотят научиться управлять своими эмоциями, усилить лидерские качества.

Люди общаются на работе

Примеры профессиональных знаний и навыков для разных профессий

Указанные профессиональные знания и навыки должны не только выделять вас, как специалиста, но и соответствовать позиции, на которую вы претендуете. У каждой профессии есть свои особенности и навыки — без них не обойтись в решении стандартных и сложных задач. Не стоит забывать, что работодатель организации вправе отмечать собственные дополнительные пожелания к кандидату. В этом списке мы приведём примеры навыков и умений для разных профессий — от психолога до программиста.

ПрофессияКлючевые навыки
Учитель— организация и проведение занятий
— разработка и корректировка учебных планов
— помощь ученикам в различных вопросах
— открытая коммуникация
— способность улаживать конфликты
— развитие практических навыков с помощью внешкольных занятий
— использование различных методов оценки и анализа
— подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
— работа с документами гибкость и эрудированность
Экономист— навык бухгалтерского учёта
— знание налогового законодательства и прав человека
— проведение инвентаризации, взаиморасчётов, акты сверки
— разработка KPI и мониторинг их выполнения
— составление финансовых отчётов
— прогнозирование экономических процессов
— навыки работы с базами данных
— расчёт издержек и анализ результатов
— опыт работы с иностранными компаниями
— абстрактное мышление и способность убеждать
— многозадачность
Маркетолог— навыки деловой переписки и проведения переговоров
— знание ПК и основных программ
— наличие опыта работы с возражениями в разных областях
— проведение консультаций по рекламе и продвижению брендов, аналитика уровня продаж
— знания в области управления репутацией
— навыки планирования
— опыт в лидогенерации, привлечении трафика
— создание воронки продаж
— составление стратегии продвижения и развития бренда
— способность настраивать таргетированную рекламу в Яндекс Директ, MyTarget
IT-специалист— знание языков программирования (например, Java, PHP, Python, С++), написание и редактирование кода
— умение использовать базы данных в работе (MySQL, Oracle)навыки работы с техническими документами на английском языке
— знание основ информационной безопасности
— опыт работы с системами управления проектами (Trello. JIRA)знание основ проектирования
— разработка APIопыт применения ИИ для решения рабочих задач
— участие в командной работе
— возможность адаптации под меняющиеся обстоятельства
Психолог— понимание и способность применять основные методы психотерапии знание психологических теорий, исследований, моделей поведения
— опыт работы с семейными парами
— умение находить контакт с людьми разных возрастов и принимать их особенности
— использование методов медитации в своей практике возможность осуществлять поиск проблем клиентов и помогать в их разрешении, используя различные способы и технологии
— применение консультирования для решения психологических проблем, в связи с семьёй, отношениями или работой 
Руководитель проекта— распределение задач между работниками
— составление команды и отбор подходящих кандидатов
— выявление основных целей и постановка задач для каждого из исполнителей
— способность анализировать продажи на рынке и проводить регулярную отчётность
— умение презентовать продукт заказчику навыки ведения деловой переписки на английском языке
— установка приоритетов и опыт управления бюджетом проекта
— умение разрешать конфликты
Архитектор— знание инструментов для проектирования (AutoCAD, SketchUp, Revit)навыки академического рисунка
— опыт проектирования зданий различной направленности
— уровень владения английским языком — Advanced, взаимодействие с иностранными заказчиками
— проектирование по эскизам и составление 3D-модели для проектов
— знание законодательства и регулирующих деятельность документов
— участие в разработке полноценной концепции с нуля
— опыт работы в команде 

Включить все профессии в эту таблицу не получится. Даже если выбрать одну из каждой сферы, их будет слишком много. Приведём примеры навыков для представителей популярных профессий из digital — одной из самых быстрорастущих и популярных сфер.

Для аналитика данных важно быть уверенным пользователем Microsoft Excel и Google Sheets, иметь опыт программирования на Python, знать SQL, уметь выстраивать сквозную аналитику и делать бизнес-отчеты с использованием инструментов BI. Аналитика данных — перспективное направления деятельности с высоким уровнем заработной платы. Узнать подробнее о профессии и её особенностях можно на курсе от ProductStar.

Веб-дизайнеры с сильным резюме должны знать HTML, CSS и Javascript, уметь использовать принципы юзабилити, создавать динамичные и статичные элементы, обладать возможностью изучать наиболее частые поведенческие модели пользователей и следовать правилам вёрстки. Они, как и другие специалисты, чаще всего ищут место в команде. Поэтому навыки взаимодействия с коллегами тоже не будут лишними. Если вам интересна сфера веб-дизайна и развитие карьеры в этом направлении, обратите внимание на профильные курсы с большим количеством практики с нашего сайта:

При составлении резюме и поиска работы копирайтер опирается не только на hard skills, но и отмечает свои умения коммуницировать, организовывать деятельность других и выступать в качестве руководителя. Эти навыки особенно важны для тех, кто хочет устроиться на должность редактора. При этом копирайтер-редактор должен отметить опыт написания SEO-текстов, составления технического задания, способность редактировать материалы, работать в различных жанрах и понимать целевую аудиторию проекта, уметь подстраиваться под интересы читателей. Повысить профессиональную компетентность и научиться применять теорию на практике помогут на онлайн-курсах для копирайтеров

Женские руки на клавиатуре

Ещё одно направление в работе — менеджер проектов. Среди специализированных навыков указывают знание методик управление проектами, опыт работы с определёнными продуктами, умение выстраивать коммуникацию в команде и находить общий язык с заказчиком. Project manager должен разбираться в продукте, с которым он работает, в особенностях компании, способах продвижения сервиса или продукта, уметь взять на себя ответственность. Эта профессия требует умения расставлять приоритеты и эффективно управлять ресурсами — как временными, так и денежными. Сейчас стать Project Manager в IT и развить необходимые навыки можно всего лишь за 3 месяца.

Главные ошибки при заполнении раздела с навыками

  1. Использование шаблонов 

Соискатели по привычке добавляют в резюме стандартные фразы или описание личных особенностей, которые мало связаны с вакансией от компании. Не стоит копировать описанные выше навыки и умения в своё резюме, вы должны самостоятельно составить их, исходя из реальной картины результатов. Ориентироваться нужно на индивидуальные способности и требования от работодателя. Мы привели примеры, чтобы было понятно, как формулировать описание и объединять его в единый текст для более приятного восприятия.

  1. Без структуры

Резюме для удобства разделено на разделы — например, «Опыт работы»‎, «Образование»‎, «Достижения», ‎‎«О себе»‎. Это существенно облегчает задачу со структуризацией, помогает получить желаемый результат. Но наличие разделов не говорит, что в каждом из них информацию можно размещать в хаотичном порядке. Постарайтесь сразу «навести порядок на месте» в каждом из пунктов, чтобы HR-менеджеру было удобнее изучать ваше резюме. Если мы остановимся на профессиональных навыках и компетенциях, то их не стоит писать в строчку — правильно будет использовать столбик. Сначала укажите hard, а затем soft skills, которыми вы обладаете. Сплошной текст может лишь отпугнуть работодателя, тогда он сделает выбор в пользу другого кандидата, чтобы пригласить его на собеседование.

  1. Перечисление всех навыков 

Самая распространённая ошибка — заполнять раздел без опоры на текст вакансии. Когда вы отправляете резюме, вы откликаетесь на определенную должность. Изучите обязанности, профессиональные умения и навыки, акцент на которые делает работодатель. Не стоит перечислять все свои знания и возможности, которые не относятся к этой сфере деятельности. Допустим, вы работали экономистом и решили сменить профессию. Окончили онлайн-курс по графическому дизайну и теперь ищите работу. Об опыте указывайте в конкретном разделе, а из навыков выделяйте и описывайте те, которые вы обрели во время обучения или стажировки по новой специальности.

  1. Информация о быстрой обучаемости

Рост и развитие важен для любого специалиста. Но когда в требованиях указано, что необходим большой опыт работы, а вы только начинаете пробовать свои силы в этом направлении, рекрутер с сомнением отнесётся к фразе «Высокая степень обучаемости, быстрое обучение всем необходимым навыкам». Информация может показаться лишней и неуместной, ведь в компании не рассчитывают на обучение нового работника отдела. Вы можете упомянуть о своём желании в графе «Дополнительное образование» — возможно, полезно будет найти и описать курсы повышения квалификации, которые вы наметили пройти в ближайший месяц.

  1. Искажение фактов

Очень важно подробно читать вакансии, чтобы понимать, какой сотрудник на должность нужен фирме. Если вы видите высокие требования, внушительный опыт работы, но вы пока что только новичок, поищите другие варианты — например, оплачиваемые стажировки. Их предлагают даже крупные компании. Чего не нужно делать — придумывать те навыки, которыми вы не владеете. В случае, если рекрутер не поймёт обмана на первом этапе, правда всё равно раскроется на собеседовании — что вдвойне неприятно. 

Подводим итоги

Раздел «Профессиональные навыки и умения» — один из важных в резюме, на него в первую очередь обращают внимание HR. При его заполнении нужно ориентироваться на свои возможности, как специалиста, желающего получить конкретную должность. Также важно понимать, какие требования к будущим специалистам предъявляют различные компании — здесь необходима насмотренность. 

Лучше всего разделять навыки на группы, чтобы их было удобнее изучать. При составлении резюме указывайте только реальные умения, которые пригодятся для выполнения рабочих задач, взаимодействия с коллегами, решения конкретных вопросов. Отлично, если пару или тройку навыков получится подкрепить примером — «имел руководящий опыт» заменить на «руководил командой по разработке бизнес-продукта, состоящей из 10 человек». Будьте честны с работодателем и идите ему навстречу, если он просит уточнить, как и когда вы проводили указанные в резюме исследования продукта.

Оцените статью

4.6 5 (279 оценок)
Что еще можно сделать для личностного роста?
Обратите внимание на курсы по психологии: они помогут лучше узнать себя, понять, как справляться с негативными мыслями и расти как личность. Мы сделали подборку онлайн-курсов и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку