Дата обновления: 30 Января 2024
19.10.2022
15272
8.5 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Маркетолог-аналитик: кто это, чем занимается и сколько зарабатывает?

Кто такой маркетолог-аналитик

Маркетинговый аналитик — это специалист ответственный за сбор и анализ маркетинговых данных, составление отчётов. Перед ним стоит задача: собрать полезную информацию о продукте или услуге, изучить целевую аудиторию, её потребности, а также проанализировать стратегию конкурентов и предположить, как можно оптимизировать уже готовую маркетинговую компанию. Не все стратегии продвижения работают одинаково: маркетологу-аналитику нужно найти «поломку» в большой системе и предложить всевозможные варианты её ремонта. В этой профессии важны не только специальные знания, но и развитая эмпатия, способность понимать людей, ориентироваться на их желания. Маркетологи-аналитики требуются не только в digital, но и в другие сферы: анализ рынка и оптимальное продвижение нужно любому бизнесу.

Обязанности маркетингового аналитика

Из обязанностей маркетолога-аналитика можно выделить следующие:

  • Построение воронки продаж. При помощи неё есть возможность получить полную картину процесса продаж: на каком этапе клиент уходит, когда реклама не приносит желаемого результата.
  • Анализ компаний конкурентов и их положения на рынке. Детальный разбор и анализ конкурентов помогает при внесении изменений в уже готовую маркетинговую компанию.
  • Расчёт рисков рекламных кампаний. При необходимости можно сменить стратегию, использовать другие виды рекламы и продвижения.
  • Изучение продукта или услуги клиента. Это важно для качественного и информативного анализа: ведь если плохо знаешь продукт, не получится узнать что-то о целевой аудитории.
  • Разработка стратегий продвижения. Часто в обязанности маркетолога-аналитика входит не только анализ и прогнозирование, но и непосредственное продвижение товаров.
  • Анализ данных и визуализация. На основе анализа принимаются решения о последующих действиях, а визуализация помогает донести до клиента всю необходимую информацию в доступном виде.
  • Обработка массивов данных и оформление отчётов. В работе маркетологи используют такие инструменты, как SQL и Python, а также Excel и Google Таблицы.

Спектр задач бывает и шире: всё зависит от требований конкретного работодателя. Маркетолог-аналитик из-за большого «разброса» в своих профессиональных компетенциях может уходить в смежные сферы. Допустим, специалисту больше нравится именно техническая сторона работы, а не аналитика и составление отчётов: тогда есть вариант стать Data Scientist. Если же интересует общение и управление командой, то подойдёт профессия Project Manager. На самом деле, возможностей много: это говорит о том, что навыки маркетолога-аналитика в какой-то мере универсальны. И если появится желание сменить специализацию или углубиться в одну из сфер, сделать это довольно просто.

Личные качества, инструменты и навыки

Так как специалисту нужно иметь знания в двух областях — маркетинге и аналитике, то список навыков и обязанностей очень внушительный.

Важно знать рекламные системы и использовать их в работе (Яндекс.Метрика, Google Analytics, Roistat). Помимо основных инструментов для аналитики, нужны навыки работы в системах сквозной аналитики, например «Битрикс24». Делать отчёты помогает PowerBI, а SQL используют для работы с базами данных: из них извлекают большие массивы и уже позже преобразовывают в понятный для восприятия вид. Язык программирования Python нужен для создания простых в использовании программ, которые также помогут эффективнее работать с большим объёмом информации.

У маркетингового аналитика должен быть как узконаправленный взгляд на положение товара или услуги, так и обширный. Это значит, что ему надо уметь оценивать продукцию, изучать спрос и предложение, а также анализировать динамику рынка и отдельных его сегментов. Именно такой подход позволяет оптимизировать стратегию и составить схему действий в случае падения продаж или наоборот — резкого повышения спроса.

Личные качества не менее важны, чем развитые профессиональные навыки и владение инструментами. Кроме того, что маркетологу-аналитику нужно быстро принимать решения, важно и умение наладить контакт с окружающими. В работе общение происходит не только с клиентами, но и с коллегами из смежных отделов, фрилансерами. Задачи специалиста требуют предельного внимания, потому что они связаны с данными, цифрами и графиками. Нельзя обойтись и без усидчивости, находчивости, креативности и системности.

Где учиться

Есть несколько путей: заняться самообразованием, закончить вуз или пойти на онлайн-курсы. Первый — реализуемый, но на деле довольно сложный. Конечно, проще будет тем, кто уже как-то косвенно или напрямую был связан с маркетингом, экономикой или рекламой. Найти информацию, профильную литературу не так сложно, гораздо сложнее системно обучаться и использовать полученную информацию на практике. Похожая ситуация обстоит с вузом. Поступить можно на любое экономическое направление или же выбрать конкретно «маркетинг». Суть в том, что на маркетолога-аналитика не получится обучиться ни в одном из университетов: такой специальности просто нет. После окончания вуза получать дополнительную информацию придётся самостоятельно или же проходить курсы. Но зачастую поступление в университет и его окончание — хороший старт из теории и, если повезёт, частичной практики.

Ещё один вариант — онлайн-курсы, которые быстро и эффективно помогут войти в новую профессию. В них информация структурирована и доступна. Онлайн-курсы длятся недолго, но при этом состоят из практики. Уже во время обучения есть возможность составить портфолио, которое поможет устроиться на первую работу по специальности или же пройти стажировку. Среди многообразия курсов сложно выбрать действительно стоящие. Tutortop постарался и сделал для вас подборку лучших курсов по маркетинговой аналитике, а также сравнил их по множеству показателей.

Заработная плата

Востребованность профессии высокая и спрос на сотрудников только растёт. Здесь стоит провести взаимосвязь с развитием технологий и инструментов для работы: работодатели хотят видеть результат и готовы за него хорошо платить. Сервис hh.ru приводит данные, в которых средняя зарплата маркетолога-аналитика без опыта работы равна 35 000 рублей. Специалист, имеющий стаж более 3 лет, получает около 70 000 рублей. Это значит, что за пару лет с увеличением количества выполняемых задач и получением опыта зарплата может вырасти в два раза. Что касается количества размещенных вакансий, то в сравнении с 2019 годом их прирост составил примерно 60%. За это время появилось и много новых онлайн-курсов по этому направлению от крупных обучающих платформ.

Что ещё важно для маркетолога-аналитика

Маркетинговая аналитика, как сфера деятельности, постепенно расширяет границы. Это и использование баз данных, и умение проводить масштабные исследования рынка, и углублённый маркетинговый анализ. Важно и владение программами, знание английского языка, умение взглянуть на ситуацию со стороны. Вот ещё некоторые моменты, на которые стоит обращать внимание маркетологу-аналитику:

  • Тщательнее изучать бизнес-модель. Это поможет собрать качественные данные и использовать их в работе.
  • Научиться задавать вопросы. Вопросы нужно задавать и людям, и себе, и перед анализом, обработкой данных.
  • Исследовать рынок и не забывать о целях клиента. При помощи анализа рынка, мониторинга цен, стратегий, проще выстраивать и реализовывать собственную стратегию для конкретной цели.
Хотите стать маркетологом-аналитиком?
Вам нравится сфера маркетинга и хотелось бы развиваться в этом направлении? Мы сформировали подборку онлайн-курсов и сравнили их по множеству показателей. Остаётся только выбрать подходящий вариант.
Посмотреть подборку