Дата обновления: 28 Ноября 2024
24.10.2023
2076
20 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Основные виды методов обучения для школьников и взрослых

Мы учимся на протяжении всей жизни — сначала в школе, потом поступает в вуз. Работа также не исключает того, что человек может быть вовлечён в процесс обучения. От того, как преподаватель, учитель или эксперт взаимодействует с обучающимися, зависит многое. В педагогике используют специальные методы, которые повышают эффективность получения знаний, приводят к поставленным целям. В статье мы раскроем понятие «метод обучения», перечислим основные виды и расскажем, чем они отличаются друг от друга.

Для получения образования важны не только прикладные навыки, но и soft skills. Например, умение планировать своё время и грамотно ставить цели. Повысить свою эффективность и при этом сосредоточиться на важном помогут курсы тайм-менеджменту и постановке целей от Нетологии.

Содержание 

Метод обучения — что это 

Вы можете найти большое количество определений для понятия «метод обучения». Например, Михаил Данилов и Борис Есипов в учебном пособии «Дидактика», отмечали, что методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил. И.П. Подласый приводит более простое и понятное определение. Он пишет, что метод обучения — это упорядоченная деятельность учителя и учеников, направленная на достижение заданной цели в образовании. 

Метод обучения включает в себя не только работу учителя, но и ответную реакцию и действия учащегося — это важно отметить в самом начале. Ведь активная деятельность только с одной стороны не приведёт к желаемому результату. Методы, которые использовали ранее и те, что популярны сейчас, разнятся. Дело в социальной, технологической и других составляющих. До возникновения письменности процесс обучения проходил лишь в устной форме. После появления книг и учебной литературы чтение стало одним из основных подходов — дети и взрослые учились не только читать, но и писать, погружаясь в особенности и тонкости своего языка. Ещё один скачок в развитии — создание компьютера, далее — цифровизация в образовании.

Учителя не просто адаптируют нормы и правила обучения под реалии, при выборе  они стараются учитывать особенности аудитории, сферу и предмет изучения. У методов есть не только обучающая, но и развивающая, а так мотивационная функция. 

Принято считать, что методы обучения состоят из объективной и субъективной частей. Первая не зависит от личности преподавателя. Она состоит из правил, требований, норм, законов, которые нужно донести до слушателей. Субъективная часть включает в себя педагогический опыт, атмосферу в классе или учебной группе, окружающие условия и отношения учащихся. Поэтому выбор подходящего варианта и их сочетание зависит от множества факторов.

Люди сидят в аудитории

Приёмы, методы, методология, методика — основные отличия

Приёмы и методы — звучит похоже. Но на деле это разные понятия. В педагогике и образовании методы обучения включают в себя различные приёмы. Допустим, студенты пришли на семинар — он относится к методам. А вот их ответ на дополнительные вопросы или переход к дискуссионной части будет считаться приёмом. Нет выделенных категорий — это значит, что одни и те же приёмы можно использовать в разных вариациях, комбинировать их и видоизменять, подстраивать под конкретную цель. 

С методами связаны и два других понятия — методология и методика. Они также отличаются и имеют свои особенности. Например, методика часто разрабатывается группой авторов или одним профессионалом. В основе методики лежат чёткие правила и алгоритмы, которым нужно следовать для достижения результата. Мы составили таблицу, чтобы было проще ориентироваться в определениях.

МетодВзаимодействие ученика и учителя в процессе получение умений и навыков. Оно состоит из педагогических приёмов, которые могут применяться к разным случаям в зависимости от предмета изучения, уровня обучающихся и других характеристик.
ПриёмСоставная часть метода, которая включает в себя одно действие или группу действий.
МетодикаВ отличие от метода методика содержит конкретные правила образования, нормы и техники. В ней есть теоретическая основа, также существуют авторские методики.
МетодологияОбобщающее понятие, включает приёмы, методы, педагогические методики и другие элементы образовательного процесса, направленные на получение знаний, обучение. Во внимание принимается цель образовательной программы, особенности учеников, количество времени.

Существует ещё и форма обучения, которую тоже часто путают с методом. Однако она больше затрагивает организованную часть, например, всё, что связано с временными рамками, количеством занятий, их периодичностью. В высших учебных заведениях можно встретить такие формы обучения, как очная, заочная или очно-заочная. Есть и другие отличия — в школах уроки длятся по 40 минут, а университете — 1 час 30 минут. На это тоже есть свои причины. При выборе формы учитывается объём учебных материалов, уровень образования, нагрузка, программа, сочетание практических и теоретических занятий.

Знание иностранного языка может помочь в продвижении по карьерной лестнице или в поступлении в зарубежный вуз. И в целом занятия развивают коммуникативные навыки, тренируют память. Обратите внимание на проверенные онлайн-курсы по английскому для детей и взрослых с сайта tutortop:

Классификация методов обучения

Строгого деления методов на классы или виды не существует. Это можно объяснить тем, что процесс получения знаний постоянно видоизменяется, дополняется. Он бывает структурным или разрозненным, дедуктивным или дидактическим. Опять же виды формируются, учитывая две стороны — и ученика, и преподавателя.

Например, методы часто разделяют по характеру познавательной деятельности. Есть репродуктивная вариация, когда учащийся повторяет за учителем. В исследовательской ученики занимаются поиском ответов и решений самостоятельно, не прибегая к помощи. В эвристическом варианте преподаватель разделяет задачу на определённые этапы, чтобы школьники или студенты могли быстрее с ней справиться.

Есть деление по дидактическим задачам — в процессе приобретения знаний и образования учащиеся занимаются творческой деятельностью, закрепляют полученную информацию, пересказывают её, формируют практические умения на основе данных. 

В основе дедуктивного метода лежит объяснение с помощью правил, после которого следуют иллюстрирующие примеры или практическое применение. Допустим, по программе на уроке химии учитель сначала объясняет теорию по свойствам оксидов, а затем показывает это на примере или же дополняет применимыми к жизни случаями. 

Одна из наиболее известных традиционных классификаций — по источнику передачи информации. В образовании выделяют 3 основных вида:

  • словесные, 
  • наглядные,
  • практические.
Ученица и учитель занимаются по ноутбуку

Словесные методы

Благодаря им можно быстро и доступно объяснить даже сложную для восприятия информацию. Не все дети и взрослые хорошо воспринимают на слух различые термины и правила, но слова, которые грамотно составлены в предложения, могут представлять собой мощный инструмент для подключения воображения, чувств и памяти слушателей. Есть несколько основных видов словесных методов:

  • Рассказ — изложение материала, которое содержит достоверные факты. Рассказ носит повествовательный характер, содержит описание ситуаций, событий, явлений. Часто сочетается с беседой или упражнениями для более продуктивного проведения уроков. Новая информация излагается доступно и понятно, есть логика повествования, а также выводы как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся.
  • Объяснение — главное отличие от рассказа в том, что объяснение носит доказательный характер. Преподаватель в форме монолога объясняет понятия или законы, используя ясные и убедительные выражения. Эта технология характеризуется яркими примерами, выстроенной системой аргументов, проведением аналогии, сравнения в различных областях. Чаще всего она применяется в программе для изучения  теории по математике, химии, физике или другим дисциплинам и наукам.
  • Беседа — с помощью выстроенного диалога педагог направляет слушателей, помогает им запомнить информацию или вспомнить то, что проходили ранее. Вопрос задаётся для всей аудитории, но отвечает на него тот человек, которого выберет преподаватель. Результативность педагогического подхода зависит от правильно сформулированных вопросов — они должны быть лаконичными, содержательными. Это касается и ответов. Беседа значительно повышает уровень заинтересованности в получении образования на протяжении всего учебного года, мотивацию.
  • Дискуссия — стороны обмениваются личностным мнением по выбранной теме. Дискуссию стоит применять в том случае, если аудитория достаточно активная, слушатели хотят доказывать и аргументировать свою точку зрения. Для подготовки к дискуссии стоит составить конспект, план, выписать цитаты, если есть необходимость.
  • Лекция —  технология содержит большой пласт информации, отличается научным подходом, подробным объяснением и примерами. С помощью лекции можно быстро и доступно донести все необходимые сведения, данные, используя проверенные источники. У преподавателя должен быть план, система, выбранная тема и ограниченное число моментов, которые необходимо обсудить. В преподавании важно уметь удерживать внимание аудитории, не давать отвлекаться. Для этого задают короткие вопросы, приводят примеры и всячески «оживляют» учеников, следуя программе.
  • Семинар — его обычно проводят по результатам лекций. К семинару две стороны готовятся довольно тщательно. Студенты или школьники обсуждают главные тезисы, делятся своим мнением, выслушивают других, определяют проблематику и переходят к дискуссионной форме. В конце всегда подводятся итоги, учитель может дополнить речь, предложить почитать дополнительную литературу, изучить другие образовательные источники в выбранной области, чтобы постепенно сформировать критическое мышление. 

Наглядные методы

2 вида наглядных методов часто дополняют словесные. Они отлично работают в связке, ведь дополнение в виде иллюстраций или картинок формирует зрительный образ. 

По методу иллюстрирования в процесс обучения включают различные изображения, таблицы, плакаты, графики, рисунки — всё, что необходимо для раскрытия тематики. Метод демонстраций предполагает использование наглядных макетов, системных данных, презентаций, научных кинокартин. Одно из главных условий преподавания — наглядность не должна быть чрезмерной, необходимо чередовать её с другими видами и выделять главное на слайде или на макете. У обучающихся должна быть возможность детальнее изучить науку, предмет, технологию или данные. А общий подбор материалов и организация должна происходить с учётом уровня знаний, возраста учеников.

Педагогика — интересная и масштабная сфера деятельности. Параллельно с обучением на преподавателя можно пройти онлайн-курсы, получить дополнительное образование. Подходящие варианты курсов от лучших школ на рынке:

Ученики слушают лекцию

Практические методы

Развитие прикладных навыков после закрепления теории — один из главных этапов обучения. Способы, которые позволяют усвоить материал, оценить свои знания, называют практическими. К ним относят упражнения, лабораторные и творческие работы:

  •  Упражнения — это повторное выполнение задач с целью закрепления или овладения навыками. Их можно встретить во всех предметах и сферах, на разных этапах обучения. Бывают разные упражнения — например, письменные, по содержанию или графические. Есть и другие, отличающиеся по своему составу, цели, направлению и  технологии подготовки. Выбор зависит от конкретной образовательной программы, науки и педагогической заинтересованности.
  • Лабораторные и творческие работы — первые проводятся в качестве исследования с использованием специального оборудования, в творческих работах учащиеся выражают своё мнение в виде сочинения, эссе, комментария.

Методы проблемного обучения

Проблемные методы предполагают создание проблемной ситуации или задачи, которая имеет определённые условия. Это делается для активизации мышления каждого из участников обучения, нахождения неизвестных или необычных способов, с помощью которых можно решить задачу. 

Рассуждающий вид предполагает поставку и рассуждение. Преподаватель делит материал на части, к каждой из них задаётся выбранный список риторических вопросов. Суть в том, что учеников подталкивают к выводам, но они должны сделать их сами.

Еще один вид — исследовательский. Здесь вопросы ставят после того, как аудитория решила все поставленные проблемные задачи. Постановка и организация в таком случае выступает в качестве общего средства контроля и самопроверки, так ученики проверяют свои знания в науке, степень погруженности. 

Диалогическое изложение состоит из поиска решений совместными усилиями наставника и обучающихся. Отличный вариант в тех случаях, когда нужно сделать упор на развитие коммуникации у выступающих, дать им возможность доказать и отстоять свою позицию, даже если она считается непопулярной среди остальных. 

Современные и популярные методы обучения

В двадцать первом веке методы обучения немного отличаются от традиционных, классических. Последние лежат в основе, они дополняются различными активностями. А ученик не просто выступает в роли слушателя, он самостоятельно проводит исследования в образовании, анализирует данные и приходит к выводам. Большим плюсом современных способов выступает всестороннее развитие — упор не только на hard, но и на soft skills. Примеры таких методов:

  • Кейс или кейс-стади — ученики занимаются полноценным анализом реальных ситуаций в определённом направлении. Например, в сфере медицины или спорта. Для анализа отлично подходят и события в контексте истории. Одна из задач — предложить решение в случае, если эта ситуация произошла бы сейчас. Это хороший вариант для развития критического мышления, практики, для обучения умению аргументировать свою позицию.
  • Мозговой штурм — так называется организация работы в группах, где перед участниками встаёт общее решение одной или нескольких задач. Преподаватель определяет вводные данные, обозначает условия и время, за которое нужно справиться с заданием. В группе должно быть понимание того, как они будут действовать, по какой программе. Подход в образовании учит работе в команде, анализу личного и стороннего мнения, умению формулировать мысли в письменном и устном виде.
  • Деловая игра — участники занимают определённые роли и начинают моделировать ситуацию. Это может быть заседание в зале суда или разговор журналистов с политиками на пресс-конференции. Выбор ролей и их распределение зависит от изучаемой дисциплины. Очень подходящий вариант для подготовки, когда нужно больше практики, чтобы понять информацию на основе теории, разобрать деятельность на примере или изучить профессиональный раздел дисциплины в образовательной организации.
  • Интеллект-карта — в основе лежит использование карты, в центре которой располагается основной тезис, а он неё отходят более мелкие детали. Подход помогает понять, что находится в основании, как элементы связаны между собой и какую роль каждый из них играет в процессе детализации. Интеллект-карты часто применяют при изучении иностранных языков в школе, для запоминания сложных терминов в медицине или высшей математике на протяжении учебного года. 
  • Модульный формат — учебная деятельность делится на небольшие модули. Каждый из них включает выборочные вопросы, истории, цели и задачи. Ученики лучше запоминают информацию, если она дозирована. А также в дальнейшем могут применять её для других целей. Преподавателю важно плавно переходить от одного раздела к другому, чтобы знания не были отвлечёнными.
Люди читают книгу

Итоги

Среди методов обучения не бывает «положительных» или «отрицательных». При этом они отличаются от методик и методологий. При выборе и организации уроков обязательно стоит учитывать контекст, особенности учащихся. Сочетание сразу нескольких методов может дать лучший результат, чем использование только одного — в таких случаях у участников пропадает интерес, желание узнавать новое. Педагогам стоит обращать внимание как на традиционные, так и на современные методы подготовки, постепенно внедряя их в образовательный процесс в учебном году. 

Оцените статью

4.7 5 (208 оценок)
Хочу изучать педагогику!
Специально для вас мы собрали отдельную подборку лучших онлайн-курсов по педагогике на рынке и сравнили их по цене, продолжительности и отзывам студентов.
Посмотреть подборку