Дата обновления: 14 Мая 2024
01.11.2023
1439
21 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Основные принципы обучения в педагогике

Организация учебного процесса состоит из множества важных этапов. Педагоги на протяжении многих лет старались сформировать действенные подходы к обучению детей разного возраста. Одно из важных составляющих — принципы, на основе которых и строится образовательный процесс. В статье мы рассмотрим основные дидактические принципы обучения для дошкольников, школьников младшего, среднего и старшего возрастов. Все они связаны между собой, а в совокупности представляют единую систему для качественного и последовательного изучения предметной области.

Занятия по английскому языку могут быть интересными и увлекательными, если с вами работает профессионал своего дела. Найти репетитора для ребёнка легче всего в онлайн-школе Инглекс и Toki.

Содержание

Принципы обучения — что это и как они возникли 

Под принципами обучения понимают способы и методы в педагогике, которые учителя и преподаватели используют в образовательном процессе для более эффективного усвоения материала, достижения намеченной цели. Цель бывает совершенно разной, поэтому меняются и принципы. Однако педагог редко пользуется лишь одним принципом, отказываясь от других. Они комбинируются между собой, составляя качественную систему, а также имеют практическую основу — то есть появляются исходя из реального опыта преподавания. 

Учитель с детьми возле электронной доски

У принципов обучения есть как объективный, так и субъективный характер. Общий положения, описанные педагогами, исследователями и психологами, не всегда одинаково раскрываются в учебном процессе. Влияние на это оказывает и среда, и личности обучающихся, и сам преподаватель. Благодаря соблюдению принципов обучения у учителя получается не только управлять процессом, но и влиять на степень погружения в материал, на возможность обучающихся понять даже самые сложные аспекты. Из принципов вытекают и правила, но их не стоит путать. Последние ориентированы на конкретное указание и наставление, как именно действовать в сложившейся педагогической ситуации. В принципах содержится практический опыт, они составлены на основе законов обучения, до сих пор используемых в детских садах и школах.

«Дидактика», как определение, впервые появляется в работах немецкого педагога Вольфганга Ратке. Он сравнивает его с искусством обучения. Чуть позже похожий термин вводит и Ян Амос Коменский, который считается основоположником дидактических принципов. Отечественная педагогика начала активно развиваться и внедрять принципы в жизнь в 19 веке — значимую роль в этом процессе сыграл К. Д. Ушинский. В 20 веке сначала трудились над разработкой каждого из принципов, а затем процесс был пересмотрен и работа шла уже над составлением полноценной системы, где каждая из частей должна была дополнять другую. 

Все последующие годы учёные в своей деятельности учитывали, что принципы исторически переходящие, но при этом видоизменяющиеся под влиянием времени, условий, технологий. Из изменения зависели и зависят от множества факторов — например, на международном уровне применения дидактических принципов обучения в расчёт берут основные потребности населения страны, особенности роста и развития. Однако основные принципы обучения продолжают оставаться в центре системы на любой из ступеней получения образования — в садике, младшей, средней и старшей школе.

Благодаря трудам учёных из России и других стран можно выделить несколько больших групп принципов организации обучения:

  • классические (основы были заложены в труде автора Я. А. Коменского «Великая дидактика», к ним относятся 7 принципов обучения, каждый из которых имеет свои особенности и условия для применения в различных учебных ситуациях);
  • специальные (их разработали для обучения детей с особенностями развития. В учебной деятельности им важно активное речевое общение, индивидуальная работа и взаимодействие в группе, а также сочетание слухового и речевого подхода для лучшего усвоения информации);
  • современные (помимо основных педагогических принципов обучения с развитием технологий в образовательный процесс внедряются различные инновации, происходит гуманитаризация, школьники учатся применять полученные знания в реальной жизни, а также расширяют и определяют свои границы, максимально уважительно относятся к одноклассникам, учителям).

Обучение в школе будет гораздо эффективнее, если дополнить его занятиями с преподавателями из онлайн-школ. Мы собрали лучшие варианты курсов, которые помогут расширить кругозор, повысить уровень знаний, подготовиться к контрольным или экзаменам:

Основные дидактические принципы обучения в педагогике

Из перечисленных выше групп остановимся на первой — классические или основные дидактические принципы обучения в педагогике не просто так до сих пор сочетают между собой и следуют им даже при наличии более современных вариантов. Дело в их универсальности и важности для каждого из этапов получения образования. Это не значит, что с развитием науки они остались в прежней форме. Наоборот — основные принципы приобретают новую трактовку и значение, дополняются и комбинируются в зависимости от конкретной задачи. 

Выделяют 7 дидактических принципов обучения детей:

  • Научности;
  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Сознательной активности;
  • Систематичности и последовательности;
  • Личностного подхода;
  • Связи с жизнью.
Учитель с детьми в библиотеке

Принцип научности

Процесс получения образования должен быть соотнесён с уровнем развития науки, технологий, педагогического опыта предыдущих поколений. В основе лежит возможность и умение учителя донести до обучающихся актуальную информацию. В своей профессиональной деятельности педагог должен опираться на научные исследования, факты, теории и закономерности. Высоко ценится и проведение самостоятельных исследовательских работ школьниками, которые только учатся основам. Это помогает оценить вклад, определить своё отношение к этому и осознать, какую роль играет формирование знаний об окружающем мире и деятельность учёных.

Важно следовать некоторым правилам:

  • Адаптировать сложные понятия, требования и термины под уровень учеников, стараясь доступно объяснить весь объём данных;
  • Использовать особенности методов познания явлений в природе и обществе, соотносить их с современностью; 
  • Выделять основные учебные положения и давать структурированную информацию во время обучения;
  • Следовать логике и применять язык изучаемой науки в рамках конкретной дисциплины.

Принцип наглядности

Я. А. Коменский в педагогических трудах писал, что разнообразие чувственных восприятий ребёнка положительно сказывается на учебном процессе. Наглядность, как принцип, высоко оценивается и в психологии, физиологии. В педагогике она считается одним из главных способов активации различных долей мозга, которые ответственны за запоминание, проведение аналогий, систематизацию, расчёт и анализ. Это не только про зрительное восприятие — к категории относятся тактильные, слуховые и другие ощущения.

Основа принципа обучения заключается в том, что при дополнении в виде наглядного примера детям будет в разы проще сформировать мнение и предмете, законе или правиле. Средства и материалы наглядности могут быть совершенно разными:

  1. Пособия в объёме — макеты, муляжи, копии, гербарии.
  2. Природные объекты — листья, растения, металлы.
  3. Изобразительные объекты — картины, рисунки, фотографии.
  4. Систематические — графики, схемы, таблицы, чертежи.

Наглядность отлично развивает внимание, способность к детальному анализу, системное и логическое мышление, дети учатся соотносить факты и правильно их интерпретировать. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно:

  1. В меру использовать картинки и объёмные детали, не давать детям отвлекаться от общей тематики.
  2. Применять в сочетании с другими принципами обучения в качестве дополнения, не делая акцент только на нём.
  3. С детьми младшего возраста применять воспитывающую предметную наглядность, с теми, кто постарше, нужно действовать иным образом — Эффективнее будет символическая форма.
  4. реализовывать принцип обучения не в качестве цели, а в качестве одного из средств обучения.

Принцип доступности

В воспитании детей, как и в их обучении важно ориентироваться на возраст, учитывать особенности, свойственные каждому из периодов развития ребёнка. Степень усвоения материала и полное понимание тематики во многом зависит от доступности — уроки не должны быть слишком лёгкими, как и очень сложными. Во всё важна мера.

Одна из главных задач педагога — поддержание интереса со стороны обучающихся. Если они учатся и теряют мотивацию, у детей снижается работоспособность и желание узнавать новое, стоит пересмотреть подход. Нужно учитывать все аспекты — как учебную теорию, так и практику. В исследованиях отражается прямая зависимость — если учитель упрощает содержание, то у детей снижается интерес к учебной деятельности, не происходит процесс формирования необходимых навыков и умений. Ещё один минус — низкая реализация развивающей и воспитательной функции. Высокий уровень сложности также может привести к появлению нежелания углубляться в основы и работать над ошибками.

Для следования принципу обучения  важны следующие пункты:

  • Проводить новые аналогии, сравнения с доступным объяснением;
  • Постепенно повышать сложность, не перескакивать с одного упражнения на другое;
  • Учитывать скорость восприятия учеников, их темп и характерные черты психологического и физического развития;
  • Умело управлять процессом, направляя школьников, стараться не просто обозначать истину и содержание, а объяснять причины, вместе осуществлять поиск потерянных в процессе обсуждения деталей.

Принцип сознательной активности

В процессе обучения ребёнок не просто должен принимать информацию, ему необходимо участвовать в нём, показывать и проявлять себя. На первый план выходит умственная и практическая деятельность, учащиеся видят обозначенные цели и действительно хотят учиться. Инициатива и сознательность, проявленная со стороны детей, положительно сказывается на темпе овладения основными материалами, хорошо влияет на познавательную сторону процесса в общем понятии.

Необходимо обращать внимание на такие моменты, как:

  • Возможность обучать школьников находить причинно-следственные связи и оценивать полученный результат;
  • Ставить чёткие задачи, когда дети учатся, и обозначать временные границы для работы с материалом;
  • Поощрять детей, поддерживать их в сложные моменты и вовлекать в выполнение учебных заданий с помощью педагогических методов;
  • Находить интересные и необычные содержания темы, которые будут соответствовать тематике и пробуждать желание узнать ещё больше о предмете, практике или конкретной теме для обучения. 

Принцип личностного подхода

Взаимодействие педагога с ребёнком всегда должно проходить с учётом индивидуальности последнего. Уровень личностного развития, знание предметной области сильно влияет на то, как школьники занимаются на уроках, с какой скоростью выполняют упражнения. Перед учителем стоит задача — ориентироваться не на средний показатель, а на каждого ученика. По этому принципу работа в классе или в саду делится на индивидуальную и групповую. Эти два вида отлично совмещаются, но в общеобразовательных учреждениях чаще практикуется разделение или же успешное выполнение программы или проекта сразу со всем классом. В этом принципе обучения важны следующие пункты:

  1. Проявление чуткости и внимания как к слабым, так и к сильным сторонам.
  2. тщательный подбор теоретических и практических методов обучения, исходя из возраста учеников и их деятельности.
  3. Внедрение разделения на группы по интересам, желаниям и навыкам.

Чистая и правильная речь помогает успешно заниматься в школе и не отставать от программы. Индивидуальные занятия с логопедами от «Формулы речи» приводят к желаемому результату в 2 раза быстрее.

Принцип связи с жизнью 

Связь теории с практикой — один из важных этапов, который позволяет сформировать целостное мнение о явлении или предмете. Если учащиеся находят применение закону или теории в реальной жизни, процесс изучения облегчается — он происходит быстрее, информация запоминается на более долгий период. Преподавателю нужно сделать акцент на перечисленных факторах:

  • Учитывать прошлый опыт и отмечать, как он может повлиять на сложившуюся ситуацию, существующие приёмы, получение знаний и практику;
  • Показывать практические области применения полученных во время обучения знаний; 
  • Применять проверенные учебные методы и технологии;
  • Создавать условия для наглядного показа важных открытий и деятельности в науке, культуре, искусстве и других сферах.

Какие принципы используют для обучения дошкольников

Образование дошкольников не менее важно, чем все остальные ступени. В этот период у детей только формируется картина мира, они интенсивно воспринимают эмоции, также их проявляют, начинают активно двигаться и формировать первые социальные связи. Родители и воспитатели включаются в процесс, стараясь создать максимально комфортную и спокойную обстановку для роста и развития ребёнка. Использование возрастных методик и действий является фундаментом для установления прочности взаимосвязей и единства отношений уже в раннем детстве. 

Воспитатель с детьми делает поделку

В детском саду ставка делается на учёт индивидуальных черт — принцип учёта личности. За детьми не просто наблюдают, воспитатели стараются выявить, какие черты присущи малышу, как он общается со сверстниками, что ему больше всего нравится. На основе этого и строится обучающий подход. Не забывают и о наглядности — в детском возрасте есть необходимость развивать различные органы чувств, давать ребёнку трогать предметы, распознавать цвета и запахи. Важна и последовательность, систематичность, без которой ребятам будет сложно постепенно повышать уровень знаний. Дошкольники также связывают обучение с жизненными событиями, чтобы понять иногда слишком сложные моменты. Сознательность и активность в этом возрасте проявляется в воспитании и самостоятельности, благодаря которой дети учатся концентрировать внимание и следить за временем.

Принципы обучения детей в школе

В младших классах школьники обучаются на основе тех способностей, которые были получены в детском саду. Значимую роль играет учитель — на его плечи ложится множество различных задач. От организации процесса обучения до учёта индивидуальности каждого из учащихся в классе. Все принципы обучения, перечисленные выше, сохраняются, но немного изменяются. Например, с расширением кругозора включается больше сознательной активности и идей человека для построения собственной картины мира. А интеграция полученных навыков в жизнь происходит в различных направлениях — дома, на дополнительных занятиях, на кружках, в общении с друзьями. Наиболее известные проблемы контроля уходят на второй план.

В средних и старших классах ученики начинают формировать свою точку зрения, они обозначают интересы и постепенно учатся планировать. Во время обучения и получения знаний они чаще обращаются к повторению уже пройденного материала, а учителя становятся своего рода наставниками, которые не только объясняют сложные учебные темы, но и направляют, помогают, поддерживают. Из современных вариаций часто применяется принцип интеграции, позволяющий плавно и равномерно распределить всю нагрузку. Демократизация в обучении даёт возможность реализовать свой потенциал, проявить активность и сформировать представление об учёбе в соответствии с поставленной целью. Широкую популярность набирают принципы гуманитаризации и гуманизации, где особое внимание уделяется гуманитарным предметам, а к детям, как и к педагогам, все относятся максимально доброжелательно и уважительно.

В 11 классе справиться с большим количеством заданий и при этом успеть подготовиться к ЕГЭ — задача не из лёгких. На помощь приходят курсы от онлайн-школ, которые позволяют заниматься на удобной платформе и задавать вопросы преподавателям прямо в чате. Обратите внимание на эти варианты:

По каким принципам обучают одарённых детей

Одарённые дети — дети с высокими показателями в одной или нескольких дисциплинах, имеющие большой потенциал и возможности для развития. У них могут проявляться лидерские способности, некоторые ребята получают награды за научную или творческую деятельность. Педагоги следуют таким принципам в обучении одарённых детей, как: 

  • Обогащение — изучение предметов, выходящих за рамки привычной программы или курса, формирование понимания важности связей между различными дисциплинами в обучении требует специального подхода, предполагает полное включение;
  • Проблематизация — школьнику нужно найти нетипичные способы решения или выхода из обозначенной ситуации;
  • Индивидуальность — упор на проявляющиеся черты ученика, которые выделяют его среди остальных.
Девочка рисует

Выводы

У принципов обучения нет определённой классификации. Однако их принято делить на разные группы, в каждой из которых отражается основной подход к разделению. Все принципы обучения строятся на закономерностях или теоретической основе, созданной в ходе анализа практических занятий в учебных учреждениях. Они взаимосвязаны и степень эффективности может оценить учитель или воспитатель, который подбирает сочетания, учитывая индивидуальность детей, их возраст, уровень развития, возможности и желания. 

Хочу учиться на отлично!
Для тех, кто хочет учиться на одни пятерки, мы собрали подборку онлайн-курсов от топовых школ на рынке онлайн-образования.
Посмотреть подборку