Дата обновления: 14 Февраля 2024
30.05.2023
6993
14.5 мин
author-avatar
Карина Лебедева

Невербальные средства коммуникации — виды, использование, их роль в общении

Невербальная коммуникация — это один из самых важных аспектов общения, который относится к использованию невербальных средств взаимодействия. Они включают в себя жесты, мимику, позы, взгляд и другие. В деловой среде невербальная коммуникация играет важное значение, так как она передаёт состояние человека и его отношение к делу. В этой статье рассказываем, что такое невербальная коммуникация, какая она бывает и делимся советами как понимать невербальные других людей. 

Девушка и мужчина общаются на улице

Взаимодействуя с другими людьми, вы постоянно подаёте и принимаете бессловесные. Всё ваше невербальное поведение — жесты, поза, тембр голоса, зрительный контакт — передаёт импульсы и особенности вашей личности. Они могут располагать людей к себе, вызывать доверие и привлекать, а могут оскорблять, запутывать и мешать пониманию. 

В некоторых случаях то, что звучит из ваших уст, и то, что вы передаёте с помощью ваших жестов, может быть двумя совершенно разными вещами. Когда собеседник сталкивается с такими смешанными посылами, ему приходится выбирать чему верить — вербальному или невербальному сообщению. Поскольку язык тела — это естественный, бессознательный язык, передающий ваши истинные чувства и намерения, собеседник, скорее всего, выберет невербальное сообщение.

Роль невербальных средств общения в коммуникации

Ваша невербалика говорит собеседнику, не все ли вам равно, откровенны ли вы и насколько хорошо вы его слушаете. Когда ваши действия совпадают со словами, они повышают доверие и ясность. В противном случае между вами возникает напряжение, недоверие и замешательство.

Если вы хотите общаться с людьми эффективнее, важно быть чувствительным не только к языку тела других людей, но и к своим собственным.

Невербальная коммуникация играет пять ролей:

  1. Повторение. Невербальная коммуникация повторяет и часто усиливает сообщение, которое вы передаёте устно.
  2. Противоречие. Ваши действия противоречат словам, указывая слушателю, что вы лжёте.
  3. Замена. Невербальная коммуникация способна заменить вербальное сообщение. Например, выражение вашего лица передаёт более яркое послание, чем слова.
  4. Дополнение. С помощью невербальной коммуникации вы способны дополнять или усиливать ваше вербальное сообщение. Если вы, как начальник, хлопаете сотрудника по спине в дополнение к похвале, это усиливает воздействие вашего сообщения.
  5. Акцентирование. Невербальный сигнал подчёркивает или делает акцент на важности вербального сообщения. Например, стук по столу акцентирует важность слов.

Когда невербальная коммуникация используется вместе с устной речью, она помогает вам передать свои сообщения более четко и значимо. Вы можете прибегать к использованию невербального общения, чтобы подчеркнуть, усилить или оживить ваш разговор с другими людьми. В повседневной работе, на встречах и даже во время обеда оно играет очень важную роль.

Две женщины общаются с кофе в руках

Невербальное общение также влияет на эффективность работы. Это связано с тем, что отношение менеджера может вызвать позитивное или негативное поведение сотрудников. Оно может напрямую влиять на эмоции и интересы, что приводит к снижению производительности труда, в то время как позитивное невербальное общение может поднять моральный дух и передать заинтересованность друг в друге.

Основные средства невербальной коммуникации

К средствам невербальной коммуникации относятся:

  • Выражение лица. Лицо чрезвычайно выразительно, оно способно передавать бесчисленные эмоции. В отличие от некоторых форм невербального общения, выражения лица универсальны. Выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы во всех культурах.
  • Движения и осанка. Подумайте, как на ваше восприятие влияет то, как люди сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и держите себя, передаёт миру огромное количество информации. 
  • Жесты. Жесты — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Вы можете махать руками, указывать, манить или использовать руки, когда спорите или оживленно рассказываете историю. Однако значение некоторых жестов может отличаться в разных культурах. Например, если в англоязычных странах жест «окей» несёт положительный смысл, то в Германии и Бразилии он считается оскорбительным. Поэтому важно быть внимательным к использованию жестов.
  • Зрительный контакт. Поскольку у большинства людей преобладают зрительные ощущения, зрительный контакт является важным видом невербального общения. То, как вы смотрите на кого-то, передаёт интерес, привязанность, враждебность или притяжение. Зрительный контакт также важен для поддержания разговора и оценки заинтересованности и реакции собеседника.
  • Прикосновение. Мы многое передаём через прикосновения. Подумайте, как по-разному передают информацию слабое рукопожатие, теплое объятие, поглаживание по голове или контролирующая хватка за руку.
  • Пространство. Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко во время разговора, потому что собеседник стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У каждого из нас есть потребность в физическом пространстве. Эта потребность зависит от культуры, ситуации и степени близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи различных невербальных сообщений, включая посылы к близости, привязанности, агрессии или доминирования.
  • Голос. Когда вы общаетесь с людьми, то они «считывают» ваш голос. Они обращают внимание на темп речи, громкость, тон, интонацию, а также на звуки, передающие понимание. Ваш тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Использование вербального и невербального стилей общения на работе

Будь то встреча с клиентом или созвон с сотрудниками в режиме Zoom, вербальные сообщения являются важной частью общения на рабочем месте. Но ограничивать свои коммуникативные навыки только устной речью — большая ошибка, если вы хотите добиться профессионального успеха.

Почему же невербальное общение на рабочем месте так важно? Все упирается в старую поговорку «действия говорят громче слов».

Использование вербального стиля общения на работе выглядит как передача задуманного сообщения с помощью слов — но, возможно, без заботы о том, как ваша мимика или тон голоса поддерживают это сообщение. Например, вы рассказываете о важной презентации, но стоите неподвижно со скрещенными руками. Или, может быть, вы даете обратную связь с бесстрастным выражением лица.

Ваши слова есть, но ваша команда не уверена, что может вам доверять, потому что ваши действия, похоже, не подкрепляют это сообщение. В отличие от этого, невербальное общение на рабочем месте выглядит как использование невербальных сигналов для установления подлинных связей и взаимодействия с коллегами.

Трое людей общаются за столом

Даже если вы не высказываете что-то напрямую, ваша команда знает, что может рассчитывать на вас, потому что вы устанавливаете зрительный контакт, показываете, что вы внимательны во время совещаний, и поддерживаете профессиональный внешний вид.

В этом сила невербального общения на рабочем месте — это один из лучших способов вовлечения, повышения продуктивности команды и создания доверительных отношений с коллегами.

Можно ли обмануть с помощью невербального общения?

Существует множество книг и статей, предлагающих советы как использовать жесты и мимику в своих интересах. Например, как сидеть, сгибать пальцы или пожимать руку, чтобы казаться уверенным или утверждать своё превосходство. Но правда в том, что такие приемы вряд ли сработают, потому что вы не можете контролировать все проявления эмоций, которые манифестуются в вашем теле. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественными будут ваши действия.

Однако это не означает, что вы не можете научиться контролировать свою невербалику. Например, если вы не согласны со словами собеседника, вы можете использовать отрицательный язык тела, чтобы опровергнуть его сообщение.  Например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Чтобы общаться эффективно и не ставить другого человека в оборонительное положение, сохраняйте открытую позицию, чтобы избежать негативных проявлений эмоций.

Как улучшить невербальное общение

Невербальное общение — это быстро протекающий процесс, который требует полной сконцентрированности на происходящем. Если вы планируете, что сказать дальше, проверяете телефон или думаете о чём-то другом, вы не сможете полностью понять тонкости общения. Сейчас мы разберём несколько советов о том, как улучшить навыки невербального общения.

Научитесь справляться со стрессом

Когда вы находитесь в состоянии стресса, вы с большей вероятностью будете неправильно понимать других людей, посылать непонятные или неуместные невербальные сигналы, а также впадать в нездоровые рефлекторные модели поведения. 

Прежде чем снова вступать в коммуникацию, дайте себе время успокоиться. Как только вы восстановите эмоциональное равновесие, вы почувствуете себя более подготовленным к позитивному разрешению ситуации.

Самый быстрый и надёжный способ успокоить себя и справиться со стрессом — это задействовать свои органы чувств. Например, посмотреть на фотографию своего ребенка или домашнего животного, почувствовать любимый запах, послушать музыку или сжать мячик для снятия стресса. 

Развивайте свою эмоциональную осознанность

Для того чтобы понимать психологию невербального общения, необходимо осознавать свои эмоции и то, как они влияют на вас. Также учитесь распознавать эмоции других людей и истинные чувства, скрывающиеся за их невербаликой — это долгая и кропотливая работа, которая принесёт плоды в будущем. Именно в этом и заключается эмоциональная осознанность.

Эмоциональная осознанность позволяет:

  1. Точно читать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые они посылают.
  2. Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
  3. Отвечать так, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
  4. Контролировать своё состояние, эмоции и действия.

Как только вы улучшите свои способности управления стрессом и распознавания эмоций, вы начнёте лучше читать невербалику, посылаемые другими людьми. В этом случае важно:

  • Обращать внимание на несоответствия. Невербальное общение должно подкреплять сказанное.
  • Рассматривать невербальные проявления общения в совокупности. Не читайте слишком много в одном жесте или мимике. 
  • Рассмотрите все невербальные, которые вы получаете: от зрительного контакта до тона голоса и жестов. 
  • Доверять своим инстинктам. Не отказывайтесь от своих интуитивных ощущений. Если вам кажется, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, вы улавливаете несоответствие между вербальным и невербальным языком.

Эти вопросы помогут оценить: 

  • Зрительный контакт. Устанавливает ли человек зрительный контакт? Если да, то является ли он слишком настойчивым?
  • Выражение лица. Что показывает выражение лица человека? Оно невыразительное или наполненное интересом?
  • Тон голоса. Выражает ли голос человека теплоту, уверенность и интерес, или он напряжён и отстранён?
  • Осанка и жесты. Расслаблено ли тело человека или скованно и неподвижно? Плечи напряжены и приподняты или расслаблены?
  • Прикосновения. Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Не вызывает ли он у вас чувство дискомфорта?
  • Время и место. Легко ли передаётся информация? Не появляются ли невербальные реакции слишком быстро или слишком медленно?
  • Звуки. Слышите ли вы звуки, свидетельствующие о заинтересованности, заботе или беспокойстве собеседника?

Невербальная коммуникация является важной наукой, изучающей межличностное взаимодействие и состояние людей в социальном окружении. Она включает в себя процесс определения средств, которые используются для передачи информации без использования речи. 

Психология и наука играют важную роль в понимании и использовании невербальной коммуникации в работе и в общении с другими людьми. Для эффективного использования невербальных средств коммуникации, важно понимать и учитывать их значение и воздействие на окружающих.

Научиться считывать невербальные сигналы не так просто — для этого нужны особые навыки. Прокачать soft skills, критическое мышление и эмоциональный интеллект можно на онлайн-курсах из нашей подборки

Освойте навыки грамотной коммуникации
Если вы хотите прокачать коммуникационные навыки, выбирайте подходящее для себя обучение на сайте tutortop. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших курсов на рынке онлайн-образования.
Посмотреть подборку