Дата обновления: 14 Мая 2024
29.11.2023
643
15.5 мин
author-avatar
София Сойфер

Навыки работы в команде — что это такое и как их развивать

Умение работать в команде, коммуникабельность и активная жизненная позиция — три важных пункта, на которых держится весь раздел «Личные качества» в резюме. Если последние два уже способны вызвать только усмешку, то первое стало только желаннее для рекрутера. Многие вопросы работодателя на интервью направлены именно на то, чтобы понять, как человек работает в команде.
В этой статье разберёмся, что такое слаженная командная работа, какими нужно обладать качествами для успешной работы в коллективе, как компенсировать их нехватку на практике и что может помешать формированию здоровой обстановки труда на рабочем месте. Советуем обратить внимание на обучение «Soft skills для успешной работы» — курс про понимание себя, своей мотивации, интересов, эффективных черт и точек роста, которые помогут достичь успеха.

Что значит «уметь работать в команде»?

Коротко: умение работать в команде — наличие способности результативно вести дела, когда в ваш проект вовлечено ещё несколько человек.

Вопреки формулировке, это не навык сам по себе, скорее комплекс умений, которые позволяют эффективно взаимодействовать с людьми. Как эту эффективность измерить? Численно не получится, но чем меньше недопониманий и, как следствие, исправлений и переработок — тем лучше по срокам будет справляться команда. Такая слаженность ведёт за собой ощущение профессионализма, комфорта, поддержки и психологической безопасности в коллективе, что позволяет специалистам говорить, что рабочий процесс с этими людьми им нравится.

Работать в команде — не только получать от других людей информацию или материальный результат, но и уметь понять чужие запросы, предоставив адекватный и своевременный ответ. Бывает, что взаимопонимание складывается сразу, бывает, нужно время. Даже если все — профессионалы и командные игроки, опыт на аналогичной должности, полученный на предыдущем месте работы, может отличаться, как и новые ожидания, которые возлагают друг на друга начальство, подчинённые и коллеги.

Люди сложили руки в центре

Какие качества и навыки нужны для работы в команде

Работа в команде становится результативной и комфортной, когда вместе собираются люди, максимально подходящие друг другу. Необязательно одинаковые, просто дополняющие друг друга профессионально. Тем не менее, можно выделить определённый набор универсальных качеств, которые пригодятся вне зависимости от места и должности, которую занимает работник:

Целеполагание. Если каждый человек в команде не знает, что она делает и зачем — далеко она не уйдёт. Внешние цели и дедлайны со стороны компании важны, но и в самом работнике должна быть ответственность и желание этих целей достигать. Если он лично вовлечён и заинтересован в результате, чтобы вывести себя и команду на новый уровень — просто отлично. Если нет — хватит и финансовой или репутационной стимуляции, главное, чтобы общая поставленная цель была чёткой, а возможность её достижения проще к пониманию и прозрачнее.

Даже если вы — гуманитарий, а слово «финансы» вызывает ужас, ими всё равно рано или поздно придётся научиться управлять. Начните рано с помощью курса «Финансы для нефинансистов», где понятным языком объяснят, как ставить себе долгосрочные цели, регулировать бюджет, безопасно инвестировать и оптимизировать затраты.

Результативное общение. Друзьями вы с коллегами можете не быть, но и ощущения безразличия и недосказанности возникать не должно. Необязательно постоянно быть на позитиве, необходимый минимум — вежливость и профессионализм. Нужно уметь понятно формулировать, что вам нужно от других людей, и не забывать выполнять то, что сами им пообещали. Если с этим проблема, хорошим решением будет пройти курс «Голос и речь: как говорить убедительно».

Умение активно и внимательно слушать. Не просто кивать и зевать, а запоминать сказанное (записывать — высший пилотаж), погружаться в тонкости и, когда возникает пауза, задавать наводящие вопросы. Беседа не дружеская, а рабочая, поэтому нужно понимать, что для качественного выполнения задачи важны все подробности, которые может предоставить смежный специалист.

Естественно понимать чувства и улавливать настроение окружающих получается не у всех. Иногда это приводит к замешательству: «У нас действительно всё настолько плохо, или тимлид просто на стрессе и преувеличивает?».

К счастью, эмоциональный интеллект можно развить даже в случае, если вы по натуре одиночка и совсем к этому не расположены. После курса «Эмоциональный интеллект» от Нетологии получится лучше понимать окружающих, вызывать у них доверие и избегать неловкости в разговоре и ненужных конфронтаций.

Стрессоустойчивость. Упоминается очень часто, используется в резюме даже самыми эмоционально неустойчивыми соискателями, требуется работодателями, которые заранее знают о неблагоприятных условиях работы, но не упоминают их напрямую. Часто запросом стрессоустойчивости пытаются закрыть плохо налаженные командные процессы внутри компании, которые приводят к срывам сроков или бесконечному переделыванию работы.

И, если говорить совсем честно, никому не хочется работать в постоянном стрессе. Как бы вы ни были устойчивы, дискомфорт — неестественное положение дел в профессии. Да, везде иногда бывают авралы, но чем короче их периоды — тем лучше как для группы сотрудников, так и для самой компании.

Если командный рабочий процесс вызывает у вас чрезмерные переживания даже вне турбулентного состояния компании, попробуйте курс «Управление стрессом в меняющемся мире». На нём специалисты объяснят природу возникновения стресса, расскажут о методиках психорегуляции, избавления от беспокойства и тревожности даже в напряжённых обстоятельствах.

Тайм-менеджмент. Чем лучше у вас получается оптимизировать рабочий процесс в компании — тем быстрее запускается проект и тем больше времени остаётся в запасе. Но тайм-менеджмент не только про эффективность. Он ещё и про то, чтобы вовремя понять, что не успеваешь выполнить задачу или вообще осознать, как она делается. Своевременно принимать недочёты — самый быстрый путь к их устранению. А если с этим дела обстоят хуже, чем хотелось бы, поможет курс от Нетологии «Тайм-менеджмент». 

Взаимовыручка плавно вытекает из предыдущего пункта, потому что даже идеально выверенное расписание может дать сбой при неожиданных обстоятельствах. Если один участник команды может быть уверен в том, что в случае форс-мажора его задачи могут подхватить (или, хотя бы, минимизировать ущерб от задержки), это приведёт к меньшему психологическому давлению, эмоциональному повышению ответственности и обязательности. Возможно, даже привязанности. И он сам, будучи заинтересованным в результате, станет готов сделать то же самое для других. Да и рабочий процесс не будет останавливаться, если вдруг кто-то на время выйдет из строя.

Разумеется, это не должно работать только в одну сторону. Если накладки регулярно случаются только у одного и того же члена команды, а при этом он сам не спешит выручать других, такая ситуация может потребовать откровенной беседы и пары внушений.

Компания сидит на полу общается

Критика, споры и командная работа

Способов доносить фидбек много, как и споров вокруг того, какой из них самый верный. Сходятся все эксперты в одном: она необходима для долгосрочного развития и эффективной отладки процессов на работе. Не будет никакой пользы в том, если руководитель отдела замалчивает промахи, а потом проводит половину времени от финального запуска продукта за тем, что исправляет за всеми ошибки. И повезёт, если сможет.

Критика касается не личности работника, а зачастую, даже не качества выполнения задачи. К ней стоит относиться как к общим предложениям по улучшению на будущее, а не как к инструкции десять раз переделывать одно и то же и сомневаться перед отправкой готового отчёта или проекта.

Разногласия — абсолютно нормальное явление (особенно когда работа творческая или повышенно рискованная). Главное, чтобы все участники обсуждения умели высказывать свою точку зрения спокойно и цивилизованно. В конце концов из разного видения, представленного участниками, получится собрать действительно крутую и рабочую идею.

Конфликт мнений — не ссора. Нужно уметь поспорить или не согласиться с коллегой в уважительной и неагрессивной форме. Эмоциональное вовлечение ничем не поможет, а вот аргументированный ответ на возражения собеседника и умение слышать его доводы приведёт к конструктивному обсуждению и, в конце концов, к консенсусу.

Аргументация на деловой встрече имеет свои нюансы. Изучить их, отработать основные инструменты и научиться продумывать речь пошагово, подстраиваясь под любого собеседника в команде, можно всего за 9 дней на курсе «Навыки аргументации» от Яндекс Практикума.

Что мешает крепким рабочим отношениям

Всё вроде бы хорошо, но проект стопорится, а на работу приходится идти, как на каторгу? Давайте разберём ключевые причины, примеры которых иногда проявляются совсем неочевидно.

Отсутствие дисциплины и неумение признавать свои ошибки. Специалиста может тормозить обычная неуверенность в себе и стеснительность, но результат один: невыполненная работа, постоянно скачущие дедлайны и попытки свалить вину на другой отдел.

Болезненная реакция на указание недоработок. Обратная связь должна восприниматься как естественная часть рабочего процесса сотрудника. Когда она вызывает только обиду — следует как поработать над собственным подходом к принятию чужого несогласия, так, возможно, и предложить новое решение к схеме внесения поправок в компании.

Постоянное прикрывание чужой безответственности. Когда один из участников только и делает, что жалуется, ленится и пропускает дедлайны, просит поработать за себя — это удар по всей команде и её же проблема, к которой теперь предстоит искать решение всем вместе. Сюда же относится «ой, я забыл», которое покрывает широкий диапазон задач: от записи важного звонка и организации совместной базы корпоративных знаний до внесения финальных изменений на релизе года. Такое поведение могут перенять и другие члены команды, если они будут знать, что оно никак не возбраняется.

Чрезмерная конкуренция, часто созданная искусственно. Некоторые работодатели считают, что «здоровое соперничество» поможет команде, мотивируя на лучший результат в группе и индивидуальные достижения. На деле же сложно доказать, что это работает. Хорошим специалистам не нужно удовлетворять эго, выступая лучше коллеги, в некоторых людях духа соревновательности вообще нет. А когда, того хуже, борьба идёт за зарплату и премию, конкуренция создаёт только недоверие, обиды и подозрительность, особенно если появляется роль любимчика.

Компания людей на работе

Комфортная командная работа — результат взаимных усилий или миф?

Усилиями только одного человека создать команду, полную взаимопонимания, не выйдет. Стараться по мере своих сил должен каждый её участник, делая то, что может, максимально хорошо.

Конечно, существуют условия, выполнение которых помогает создать коллектив мечты:

  • Проявление спокойствия, понимания и терпимости. Как к идентичности, так и к характеру. Фокусироваться нужно не на том, как и чем человек живёт, а на том, каким специалистом он проявляет себя на работе.
  • Формирование взаимного доверия между членами команды. Пусть это очевидно, но люди, которые знают, что им всегда подскажут, помогут с затруднениями, не будут над ними смеяться и пытаться подсидеть, будут работать лучше, потому что на работе обеспечена зона психологического комфорта.
  • Политика в отношении критики, когда та работает в обе стороны: не только высказывается, но и запрашивается. Люди, просящие здоровой обратной связи, показывают себя грамотными и ответственными сотрудниками, к которым при случае тоже можно будет обратиться за вежливым и открытым фидбеком. И важно: обратная связь должна быть искренней. Никакого умалчивания из нежелания обидеть, а тем более, никакого принижения на пустом месте.

Когда каждый работает над собой в плане профессиональной переподготовки или формирования soft skills, это также создаёт командную среду, побуждающую к развитию себя, а следом и команды. Неважно, это курс по программированию в Python или программа по психоанализу, главное — общий результат: образованные и талантливые работники.

На сайте tutoptop можно найти курс на любую интересующую вас специальность или направление личностного развития от школ, чьи выпускники давно работают на рынке и достигли успеха в желанных карьерах. У нас же на сайте можно почитать их отзывы.

Итог

Работа в команде — навык, который нарабатывается развитием компетенций, в этот навык входящих. Умения общаться, прозрачно высказывать предложения, улаживать конфликты, справляться со стрессом и дедлайнами.

Рабочие и дружеские отношения всё же лучше отделять. Удалось подружиться с коллегой — это чудесно, но если нет — тоже ничего страшного. Приоритетной всё-таки остаётся профессиональная эффективность и умение закрывать нужные задачи.

Если вы не видите ценности в межличностном общении с коллегами — уважайте их, как тех, кто двигает работу и предлагает идеи вместе с вами. Будьте командным игроком.

Освойте навыки грамотной коммуникации
Если вы хотите прокачать свои коммуникационные навыки, выбирайте подходящее для себя обучение на сайте tutortop. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших курсов на рынке онлайн-образования.
Посмотреть подборку