Как найти свою тему и попасть в арт-среду? Рассказываем про курс для художников, которые складывают идеи в стол
«Так и я бы смог!». Сколько раз вы слышали эту фразу в галереях современного искусства? Фокус в том, что каждый из тех, кто так говорит, действительно может, но есть три условия. Первое — надо понять, что хочешь сказать миру. Второе — найти средство выражения своей мысли. И третье — узнать, как представить свой проект галеристам. Формула только выглядит простой. У творческих людей возникает столько сомнений, что они годами ходят вокруг да около, так и не приблизившись к своей мечте.
Могу ли я называться художником? Надо ли оканчивать художку? В арт-тусовке рады только богачам? Вопросов слишком много. Мы в tutortop решили задать их представителям школы Onstudy, где недавно появился новый онлайн-курс «Хочу в арт-среду!».
Нам ответила куратор курса Надя Порошина.
Для начала — кого сейчас можно назвать художником?
Вокруг арт-среды полно стереотипов. Некоторые, говоря о художниках, имеют в виду академическую живопись — классические портреты, пейзажи. Другие представляют, что художники занимаются современным искусством, но подразумевают под ним нечто страшное, непонятное и неблизкое. Мало кто понимает, что реальное современное искусство гораздо шире этих представлений. Есть множество медиумов*, через которые можно передать свою идею, — инсталляции, перфоманс, видео-арт, текстильные работы, керамика, цифровая иллюстрация. Но главная ценность творения проявляется в том, что художник хочет сказать миру, в глубине его послания.
Возможностей показать результаты своего творчества множество: можно выставляться в галереях и музеях офлайн, можно заявиться на онлайн-выставку или вообще стать известным, публикуясь только в инстаграме.
Если возможностей так много и они на поверхности, зачем понадобился курс?
Между миром художников и сотрудниками галерей — дикая дистанция. Множество людей хотят участвовать в выставках и рассказать о себе миру, но не знают как. Один художник советует другому раздаривать работы, потому что искусство должно быть вне коммерции, третий считает, что надо продавать картины на «Юле», четвертый ругает арт-ярмарки типа Art Russia, считая, что там нет подлинного искусства. Очень много разных мнений, но они не отражают реальную действительность на рынке. Художники тратят десятки лет, шатаясь от одного такого совета к другому. Преподаватель нашего курса — арт-менеджер, куратор и искусствовед Мария Седошенко — часто приводит в пример историю о том, как однажды художник принёс в галерею, где она работала, все свои картины. Хотел показать. И она в шоке была! Потому что так давным-давно никто не делает. Чтобы помочь художникам, мы создали курс «Хочу в арт-среду!».
Почему вы выбрали преподавателем Марию Седошенко? У неё есть уникальные знания об отрасли?
Мария — специалист сразу в нескольких областях, и это особенно ценно. Она арт-менеджер — работала лично с художниками, в аукционном доме Philips, в галерее 11.12 на Винзаводе. Также она искусствовед, провела семь больших курсов по истории искусства, рынку искусства и психологии. А ещё у неё есть высшее образование в сфере поведенческой психологии. И это тоже важно. Потому что работа с художниками на курсе требует индивидуального подхода. Наши студенты творческие, ранимые и могут болезненно воспринимать критику. Им нужен не просто план действий, а поддержка. Мария эту поддержку может им дать.
Расскажите подробнее и про план действий, и про поддержку. Чего ожидать от курса?
Программа состоит из двух модулей. Первый — про продвижение. Мария рассказывает, какие игроки есть на арт-рынке, какое место в этой системе занимает художник, какие документы ему нужны, чтобы рассказать о себе галеристам, — это портфолио, CV, биография, ARTIST STATEMENT. По результату этого блока студенты с поддержкой преподавателя делают пакет документов и отправляют его в галереи или на опен-коллы выставок.
На втором модуле мы больше сосредотачиваемся на качестве и глубине работ студентов, на их послании: как находить свою тему и работать с ней, как создавать актуальные произведения, с помощью какого медиума это лучше сделать. Студенты защищают концепцию выставочного проекта. То есть в финале курса они точно знают, что и как могут сделать, чтобы стартовать в арт-среде.
Каких студентов вы ждёте?
Условно мы видим три категории заинтересованных. Первая — это ребята, которые уже что-то создавали и даже стихийно участвовали в какой-нибудь выставке, но выставка прошла, а куда двигаться дальше они не знают. Им кажется, что арт-рынок очень закрытый, элитарный, для богатых. Это не так.
У вторых есть опыт в какой-либо художественной технике, и они с помощью этого опыта зарабатывают. Например, были у нас на курсе архитектор, фотограф, диджитал-иллюстратор. Пришли, потому что помимо рабочих проектов им захотелось делать что-то для себя. У таких ребят обычно ещё и окружения нет, которое бы их поддержало. Они думают, что вокруг и так много художников, а арт-сфера — это вообще космос, что-то эфемерное.
Третьи ребята — рефлексирующие. Они могут не владеть никакой техникой, но у них есть идеи. Курс как раз даёт им понимание, как можно себя выразить. Самое главное, как ни крути, желание говорить с миром, быть услышанным.
То есть можно ворваться в арт-среду вообще с нуля?
Утверждать, что каждый человек после нашего курса будет выставляться в галерее, мы не можем. Кому-то, чтобы сделать проект, надо пару месяцев, кому-то — годы. Мы не обучаем художественным техникам. На курсе студенты ведут большую и системную работу с идеями, анализируют своё творчество, узнают, как показать свои произведения миру. К примеру, после первого модуля нашего курса, который идёт сейчас, шесть студентов подали заявки на опен-коллы. Некоторые работы приняли на групповую выставку в арт-галерею на Таганке.
Обучение на курсе «Хочу в арт-среду» длится два месяца. Одна часть уроков проходит в записи. На других занятиях преподаватель присутствует в режиме реального времени — в мини-группах студенты обсуждают свои портфолио, CV, биографию, ARTIST STATEMENT, а также концепцию выставочного проекта.
Услышать отзывы первых студентов курса можно тут, тут и тут. Почитать полезное про старт в арт-среде — здесь. Познакомиться с преподавателем помогает видео с Марией Седошенко, где она размышляет, зачем художнику в современное искусство.
*Медиум (с англ. «средство» или «посредничество») — искусствоведческий термин, который имеет несколько значений. Так могут называть вид искусства — живопись, скульптуру, гравюру — или художественный материал, с помощью которого художник выражает свою идею — масло на холсте, гуашь на бумаге, акрил на ткани. Для понятия медиума нет четко очерченных границ, и каждый может придумать свой способ выразить идею.
Если вы задавались вопросом, как фотографии в социальных сетях или журналах выглядят такими идеальными, то вот ответ: это работа ретушёра. В этой статье мы расскажем о профессии ретушёра, что он делает и что нужно знать, чтобы начать карьеру в этой...
Этот материал подготовлен совместно с экспертами школы дизайна Contented, где с 2016 года исполняют мечты людей самых разных возрастов и специальностей о новой творческой профессии. Программы создаются с учётом особенностей обучения взрослых, включа...
Нейтральный белый цвет воспринимается по-разному. Он — проявление чистоты и спокойствия, при этом чрезмерное количество белого вызывает ощущение пустоты и даже холода. Притягательный и базовый цвет часто используется брендами при создании логотипов...
С появлением разнообразных программ для создания анимации, это искусство стало доступно как профессионалам, так и любителям. В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых популярных и эффективных программ для создания анимации, обсудим их особеннос...
В любой области, где можно услышать определение «фреймы», они используются для того, чтобы удобнее было структурировать и воспринимать информацию. В определении их главных особенностей тоже сходятся: говорят, что фрейм — сам по себе структурированна...
Золотое сечение встречается повсюду: в архитектуре, искусстве и даже в природе. В этой статье мы расскажем, что такое золотое сечение, как оно появилось и как древние греки использовали его для создания храмов, а художники для написания картин. Д...