Дата обновления: 13 Февраля 2024
31.10.2022
14002
11.5 мин
author-avatar
Анна Уженкова

Как стать 3D-художником для игр и кино. Подробный гайд

Все мы любим красивый визуал в играх, анимационных и фантастических фильмах. Его создают 3D-дженералисты — цифровые художники, которые умеют превращать идеи в незабываемые образы. Мы в tutortop решили собрать подобный гайд по профессии: что надо уметь, где учат, можно ли обучаться бесплатно и сколько платят за работу.

3D-дженералист — что это значит?

Generalist переводится с английского как «универсал». 3D — это трехмерная компьютерная графика. Значит, 3D-дженереалист — это универсал в трёхмерной компьютерной графике. Профессия появилась за рубежом не так давно, и в России пока нет её общепринятого русифицированного названия. Онлайн-школы и компании не пишут «3D-универсал», только «3D-дженералист» или «3D-generalist». В узком смысле 3D-дженералиста можно назвать 3D-художником, но на самом деле его функционал гораздо шире.

Другие возможные названия профессии:

  • 3D-мастер или 3D-художник;
  • художник трёхмерной графики;
  • 3D Modeller;
  • моушен-дизайнер

Чем занимается 3D-дженералист

Над производством игр или фильмов с красивыми спецэффектами работает огромная команда художников. Моделлер придает форму заданным трёхмерным объектам, риггер готовит объекты к анимации, 3D-аниматор оживляет их, шейдинг-артист работает со светотенью, текстурный художник добавляет реалистичные детали. Это далеко не весь перечень узких специальностей. 

Когда-то каждая из них была актуальна и самодостаточна по отдельности, но с развитием технологий с десяток профессий уже может заменить один специалист — 3D-дженералист. В идеале он создает модели 3D-объектов, подбирает для них текстуры, цвета, свет, помещает их в цифровую среду и оживляет. На практике бывает, что 3D-дженералист умеет лучше всего работать только по нескольким из направлений, и компаниям, которые его нанимают, этого достаточно.

Как строится работа 3D-дженералиста

В индустрии цикл разработки 3D-объектов называют пайплайном. Это как чек-лист, которому следует 3D-дженералист в своей работе. Например, специалист создает игровых персонажей. Как будет построена его работа?

Этапы работы 3D-дженералиста

1. Создает 3D модель персонажа
2. Переносит объёмную модель на плоскость
3. Кладёт на модель текстуру
4. Подготавливает 3D-модель к анимации
5. Оживляет её
6. Моделирует окружающую персонажа среду
7. Прорабатывает свет и светотени
8. Создает 2D версию пространства
9. Совмещает все «пазлы» и сдаёт готовый проект

3D-художник — профессия на стыке творчества и технологий. Нужны не только креатив и визуальная насмотренность, но и навыки в разных программах. 

  • Autodesk Autocad, ArchiCAD, Planner 5D — хотя бы одна из них пригодится 3D-мастеру на этапе моделирования. 
  • Adobe InDesign CC, 3D Modo и ZBrush — применяют для разработки печатной продукции.
  • Autodesk Maya, Blender, Autodesk 3ds Max, LightWave 3D — используют для анимации 3D-графики в кино, мультфильмах и видеоиграх.
  • Google SketchUp, Крылья 3D, FreeCad — легкие в работе, бесплатные программы для старта в 3D-графике.

Кажется, что вход в профессию довольно сложный. И это правда. Однако ситуация не безвыходная. Перед стартом обучения проанализируйте, подходит ли вам специальность и выберете, где и как учиться: в вузе, на онлайн-курсах или самостоятельно.

Как понять, что профессия 3D-дженералиста подойдёт

Людям, которые меняют карьеру во взрослом возрасте, психологи советуют вспомнить, какие предметы им нравилось изучать в школе. 3D-дженералистов, скорее всего, увлекали рисование, информатика, литература. Причем «увлекали» не означает, что ученик был успешен в этом предмете. Многие ведь забрасывают интересные им сферы под давлением семьи или других обстоятельств. 

Кроме того, можно спросить себя, интересны ли вам индустрии кино и видеоигр? Какое место они занимают в вашей жизни? Если вы всегда мечтали создавать крутую графику в видео и игровых проектах, подписаны на нескольких художников, следите за работой инди команд и больших компаний — это хороший знак, что все получится. 

Из софт-скиллс для 3D-дженералиста важны:

  • Терпеливость;
  • Усидчивость;
  • Настойчивость;
  • Богатая фантазия;
  • Креативное мышление;
  • Желание постоянно учиться;
  • Развитые навыки коммуникации.

Многие из этих качеств можно развить в процессе обучения, если желание построить карьеру в этой профессии достаточно сильное. Чаще всего в сферу 3D-дженерализма переходят иллюстраторы, графические и 3D дизайнеры. Так что если есть сомнения, карьерный путь можно начать с этих специальностей.

Где учат на 3D-дженералиста

Стать 3D-дженералистом можно тремя путями: окончить вуз, отучиться на онлайн-курсах или разобраться в программах самостоятельно и искать возможности набить руку в небольших проектах. Рассмотрим все варианты по порядку. 

Вузовское обучение занимает четыре года. Цифровой графике обучают как на творческих, так и на IT-направлениях подготовки. Названия специальностей могут звучать так: «Прикладная информатика в дизайне», «Графический дизайн», «Компьютерная графика», «Режиссёр анимации и компьютерной графики», «Режиссура мультимедиа», «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация», «моушн-дизайн» и другие.

Учат на 3D-дженералиста:

  • в Москве — МИСиС, МГППУ, МИТУ, НИУ ВШЭ, ВГИК;
  • в Петербурге — СПбГУПТД, ВХУТЕИН, СПбГУП, СПбГИК;
  • в регионах — ИГУ (Иркутск), ДВГУПС (Хабаровск), КФУ (Казань), НГПУ (Новосибирск) и других городах.

Незначительно сократить срок обучения можно, поступив в колледж. Международный колледж информационных технологий IThub college, например, готовит 3D-художников за три года (на базе 11 классов). Еще один колледж — МИДиС — на базе 9 классов учит по профилю «3D-моделирование компьютерных игр и анимация» 3 года и 10 месяцев.

Ещё один вариант — дополнительное образование в школе дизайна НИУ ВШЭ. Серьёзная специальная подготовка для поступления здесь не требуется, но от абитуриентов ждут, что они знакомы с 3D-пакетами на базовом уровне и имеют любительский опыт в 3D-анимации. Срок обучения: год.

Онлайн-школы готовы обучить на 3D-дженералиста быстрее вузов и колледжей.

Skillbox предлагает один и тот же курс и новичкам, и профессионалам в 3D. Одни, как обещает школа, начнут карьеру в мире 3D, вторые — расширят навыки и станут универсалами. 

Срок обучения: около двух лет.

XYZ School ждёт новичков, которые «обожают игры, но пока не связаны с геймдевом и хотят научиться 3D с нуля». Также обучение подойдет дизайнерам и 3D-специалистам, которые хотят сменить направление.

Срок обучения: 32 месяца.

Нетология делает акцент на практику в обучении. Студенты сделают девять работ в портфолио, познакомятся с разными направлениями в 3D и смогут выбрать те, в которых развиваться интереснее всего. 

Срок обучения: 14 месяцев.

Бесплатных русскоязычных курсов и программ по направлению «3D-джереналист» мы не нашли. Тем, кто выберет путь самостоятельного обучения, придется разбираться в рабочих инструментах самому. 

Если все-таки учиться самому

Самообучение можно выстроить по аналогии с пайплайном практикующего 3D-дженералиста. Или подсмотреть программу курса у онлайн-школ — эта информация открытая.

Важно освоить основные программы: Adobe Photoshop, Autodesk Maya, Blender, Substance Designer. Бесплатные уроки по работе в каждой из них можно найти на Youtube и у онлайн-школ.

Например:

Бесплатный курс по Blender для новичков от XYZ School. В нем шесть блоков, 69 лекций, шесть квестов — всего 375 минут обучения;

«Курс по основам Blender 2.8+» — это 39 уроков длительностью от пяти до 30 минут на YouTube-канале «Blender 3D — уроки»;

«Blender. Уроки на русском» — 109 уроков от 3D-художника Дениса Кожара; 

Мини-курс «Maya для начинающих» — 10 уроков от 20 до 60 минут;

«Иллюстрированный самоучитель по Maya 6» от сайта для иллюстраторов Demiart.Ru. Подойдет тем, кому комфортнее учиться по учебнику. 

«Substance Designer Уроки на русском» — 29 уроков от 3D-художника Дениса Кожара; 

Вводный курс Substance Painter от Adobe — небольшое видео в русском переводе. 

«Основы Adobe Photoshop» от GeekBrains — 12 уроков для старта.

«Пошаговое обучение фотошопу» от Дмитрия Костина — 35 уроков текстом. 

На сайте tutortop тоже есть бесплатные курсы по 3D, которые могут помочь на старте. Например, 20 уроков по созданию анимации и 14 уроков вводного курса по 3D анимации

В каких сферах нужны 3D-дженералисты и сколько им платят

Чаще всего работа 3D-дженералиста ассоциируется с кино, играми и рекламой. Но это далеко не весь перечень направлений. 3D-дженералист может выбирать, где работать:

  • В издательстве. Готовить материалы для печати;
  • В космонавтике. Создавать 3D-визуализации космического пространства. Например, как на сайте Sketchfab;
  • В медицине. 3D-моделирование помогает студентам медицинских вузов изучать строение организма.
  • В геодезии. Моделировать ландшафт и рассчитать нужные координаты.

Также 3D-дженералист может сам определять, как работать: на фрилансе, в инди проектах или в крупных компаниях. Вход в последние не так прост — нужен серьёзный опыт работы и мощное портфолио. 

Объективную картину о зарплатах 3D-дженералиста в России составить сложно по той причине, что разные компании по-разному называют специальность. На hh.ru чаще ищут 3D-художников. Зарплата в этой категории стартует от 65 тысяч рублей. Вакансии также можно поискать на специализированных порталах. Например, на Render.ru — это информационный ресурс по компьютерной графике. 3D-художникам разных направлений там предлагают зарплату от 70 тысяч рублей. 

Плюс работы на компанию в том, что бизнес предоставляет сотрудникам лицензионное программное обеспечение и технику. При выборе фриланса такой опции нет, все программы придется покупать самому. Autodesk Maya, например, стоит от 1 тысячи долларов в год.

Выбор карьеры 3D-дженералиста — это непростой путь. Разобраться во всех графических программах и набить руку за короткий срок, скорее всего, не получится, ведь учёба на 3D-дженералиста, в вузе или на курсах, помогает лишь заложить фундамент для будущего развития. Нет и проторенного, понятного карьерного пути, потому что профессия молодая. Придётся несколько лет упорно трудиться и постепенно оттачивать навыки — сначала в моделировании, потом текстурировании, затем анимации и даже постпродакшене. Но это того стоит для тех, кто смотрит в будущее и без ума от игр, фильмов и спецэффектов.

Хочу стать 3D-дженералистом!
Если вы хотите прокачать свои навыки в этой сфере, то выбирайте подходящий для себя курс на сайте tutortop. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку