История успеха: как сменить профессию в непростое время и стать моушн-дизайнером
Вадим Тюнев построил успешную карьеру в гостиничной сфере, но в пандемию был вынужден искать новую работу. Он сам освоил моушн-дизайн и устроился в игровую индустрию, а потом прошел курс обучения профессии в Нетологии. Вадим рассказал tutortop, можно ли научиться моушн-дизайну самостоятельно и зачем идти на курсы, с чего начать и как развиваться в сфере.
У меня незаконченное юридическое образование. Пока учился, университет закрыли, и я решил пойти работать. По совету знакомого устроиться в гостиницу ночным администратором, и так началась моя первая карьера.
Я проработал в гостиничной сфере 12 лет. Дорос до старшего менеджера по электронной коммерции в небольшой сети Максима Хотелс, параллельно закончил бакалавриат по рекламе и PR на заочке. Потом продолжил строить карьеру в международной сети Marriott. Занимался всем, что связано с продвижением отелей и продажами в интернете: размещал информацию на сервисах бронирования, выстраивал процесс онлайн-продаж, работал с SEO и контекстной рекламой.
Когда ударил ковид, гостиничная сфера сильно пострадала. Меня, как и многих других сотрудников, сократили. Я оказался в сложной ситуации: без работы с новорожденным ребенком и женой в декрете. Найти новую работу, несмотря на богатый опыт и хорошее резюме, не получалось. Сначала безуспешно пытался найти вакансии в маркетинге или e-commerce в гостиничной сфере. А потом стал искать и в других, но в них требовался предыдущий опыт в той же сфере, иначе можно было рассчитывать только на стартовые позиции с низким окладом. Тогда я решил попробовать заработать с помощью своего хобби.
С чего начался мой путь в моушн-дизайне
До ковида я в свободное время занимался страйкболом и создавал после игр небольшие видеоролики. Чтобы сделать их лучше, стал смотреть туториалы на YouTube и блоги известных видеографов: Питера Маккиннона и Дэниела Шиффера. Учился у них красоте и стилю, разбирался и пробовал делать сам — месяца через три смог добиться желаемого результата. После этого сразу же заинтересовался моушн-дизайном и уже сам начал изучать его.
Так что я уже умел монтировать видео и делать несложную графику. На карантине эти навыки очень пригодились. Я стал подрабатывать на фриланс-площадках, типа Freelance.ru. Брал мелкие заказы по созданию промо-роликов для небольших компаний, делал монтаж и субтитры для видео тревел- и фуд-блогеров. Платили мало, и чтобы заработать, приходилось сутками не вылезать из-за компьютера.
Тогда на помощь пришли друзья. Они работали в Wargaming, крупной компании по разработке компьютерных игр, и предложили мне попробовать себя в создании рекламных креативов. Я сделал несколько промо-роликов к их играм, арт-директору они понравились и меня взяли. Так, летом 2020 я попал в геймдев.
Чему я научился на курсах
На работе мне поставили условие, что на время испытательного срока зарплата будет невысокой, и ее повысят в зависимости от результатов. Поэтому я сразу стал дополнительно прокачивать свои навыки. И когда успешно прошел испытательный срок, мне предложили пройти обучение за счет компании. Я с радостью согласился. Можно было выбрать любой курс по направлению работы, а спектр задач у меня был широкий: нужно было делать монтаж, саунд-дизайн, моушн в 2D и 3D — хотелось прокачаться во всех направлениях и при этом не разорять компанию. Поэтому я стал искать курсы, которые бы совмещали в себе обучение разным инструментам. Нашел подходящие курсы у Skillbox и Нетологии. У Skillbox стоимость была выше, и воспользоваться акцией при оплате юрлицом было нельзя. А Нетология подходила мне и по содержанию, и по соотношению цены и качества, поэтому я выбрал ее.
Основными задачами на курсе для меня было закрепить и пополнить имеющиеся знания по 2D и освоить 3D. Я успешно справился с Adobe After Effects и Cinema 4D и ближе к концу обучения смог полноценно использовать их в работе.
В модуле по 2D я впервые попробовал персонажную анимацию. Самым большим испытанием для меня стало рисование: если на бумаге я был способен хоть что-то изобразить, то сделать это мышкой на компьютере вообще не мог. Приходилось снова и снова перерисовывать персонажей, и со временем у меня стало получаться. В итоге я собрал небольшой ролик в Cinema 4D: сам сделал локацию, саунд-дизайн и анимацию. Мне очень понравилось, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
В моушн-дизайне очень важна насмотренность. Еще до обучения я проводил много времени за просмотром видео с разными эффектами, киномонтажом и рекламными роликами, интересовался работой игровых студий, монтажеров и аниматоров. Хотел понять, что мне нравится и как все организовано. Поэтому в начале курса мне было легче, чем другим студентам. Когда нам дали задание составить пайплайн по созданию ролика — описать все этапы работы, задачи и сроки, — у многих одногруппников возникли сложности. Я уже примерно понимал, чем отличаются разные инструменты, что представляет собой работа специалистов, и мог прикинуть, сколько она займет.
Во время обучения тебе дают базовые знания, и выполнять сложные задачи без них не получится. Когда кажется, что все и так понятно, хочется делать не простые задания, а что-то впечатляющее. Но если сначала нормально не разобраться в Adobe Illustrator, а сразу взяться за анимацию персонажа, тут же возникнут сложности. В такой ситуации чаще всего оказывается, что ты просто что-то упустил в теории. Нужно сделать несколько шагов назад и найти ответ. Бывало, что я по 3–4 раза пересматривал лекции. Когда не получалось нарисовать персонажа, просто возвращался к модулю по Adobe Illustrator и по-новой изучал все материалы. Это требует времени и усидчивости, но приносит свои плоды.
В принципе все необходимые материалы есть и на YouTube. Если постараться, можно учиться и самостоятельно. Но обратной связи и возможности посоветоваться с одногруппниками не будет, а это на самом деле очень помогает. Когда что-то не получается, можно узнать, как делают другие, или получить комментарий преподавателя по домашке и понять, где ты ошибся. Такое обучение идет намного быстрее.
Самым сложным для меня было совмещать учебу с работой. Нагрузка получилась двойная: на курсе я изучал Adobe After Effects и Cinema 4D, а на работе на ходу осваивал Unity 3D, в котором нужно было собирать промо-ролики. Но учитывая жизненные обстоятельства, проблем с мотивацией у меня не возникало — я был готов ко всему. Иногда, чтобы сделать домашнее задание и все рабочие задачи, приходилось ложиться в 3–4 ночи или вообще не спать. Но в карьере, как и в игре:
Недостаточно выделить время на две лекции и пару часов на домашку в неделю. Зарабатывать через несколько месяцев учебы начинают те, кто занимается не по два, а по 12 часов в день. Нужно быть готовым на год отложить свою жизнь и понимать, что свободного времени не будет вообще.
Как моушн-дизайнеру развиваться в геймдеве
Работа в геймдеве — это то, о чем я мечтал в детстве. Мне хотелось участвовать в создании компьютерных игр, но я думал, что для этого нужно быть программистом. Мечта казалась чем-то недостижимым, но моушн-дизайн помог мне ее воплотить.
В новой профессии я уже третий год. За это время успел поработать в Wargaming, Sbergames, а теперь работаю в независимой студии. В сфере геймдева все постоянно меняется: иногда компании закрываются, но появляются новые. В таких ситуациях крупные корпорации обычно предлагают сотрудникам перейти в другие подразделения или дочерние фирмы. Поэтому все это время я продолжаю работать с одной командой.
В Wargaming я был ответственным за рекламные креативы — делал рекламные ролики для продвижения игр на YouTube и в других сетях. Конечно, попасть на такую работу без опыта и хороших навыков непросто. Но арт-директор решила мне довериться. Штатного моушн-дизайнера у них тогда не было, и все заказы отдавали видеопродакшену на аутсорсе. Это было долго и дорого, а я выполнял работу быстро и брал за нее значительно меньше. Я сделал для них 4 ролика как фрилансер, доказал, что справляюсь с задачами, и меня взяли в штат.
Когда я пришел в SberGames, задач по рекламным роликам еще не было, и мне предложили выбрать другое направление. Так я смог стать персонажным аниматором и уже год работаю в этой специализации.
Я использую Premier, Maya, Cinema 4D и Unity. Выполняю задачи по анимации, которые ставят геймдизайнеры. Чтобы понять, как должна выглядеть итоговая работа, запрашиваю у них референсы. Должен учитывать все программные ограничения и придерживаться общих сроков по выпуску игры. Но моя текущая работа не ограничена анимацией персонажей. Я делаю презентационные ролики и промо-материалы, иногда помогаю арт-отделу сделать нужные скриншоты и рендеринг.
Сейчас я осваиваюсь в новом направлении и хочу пройти специализированные курсы. Мне очень не хватает навыков риггинга — умения запрограммировать движения персонажей. Для этого нужно научиться писать скрипты на Python. Дальше планирую развиваться как универсальный специалист: заниматься не только персонажами, но и собирать локации и делать всю анимацию.
Как найти работу моушн-дизайнером и чего ожидать
Работать в моушн-дизайне можно по-разному: кому-то нравится быть штатным сотрудником в студии, а кто-то предпочитает быть фрилансером. Можно совмещать оба формата. Я так и делаю: помимо основной работы, беру заказы на эксплейнеры, 2D- и 3D-анимацию. Работаю по несколько часов утром или вечером и в выходные. Это хорошая возможность получить дополнительный доход, ведь в семье всегда появляются какие-то траты.
Если сначала я искал работу на фриланс-площадках, то сейчас заказчики приходят ко мне сами. Главное найти первых клиентов, и если они останутся довольны, то будут еще долго возвращаться с новыми задачами и рекомендовать знакомым. Часть таких заказчиков я нашел с помощью преподавателей Нетологии. Это были студии и арт-директора, которые нанимали меня как исполнителя. Так я поработал с проектами Яндекса, Lada, БелВЭБ, War Robots и Евроопт.
Вообще на рынке моушн-дизайна много работы, но и достаточно много хороших специалистов, с которыми придется конкурировать. Поэтому нужно все время развиваться. Тем более, что ожидания работодателей и заказчиков обычно выше, чем предполагает профессия. От моушн-дизайнера могут требовать знания принципов 2D, 3D и анимации, умение моделировать и рисовать элементарные объекты, работать со светом и делать рендеринг. Нужно уметь почти все в том направлении, в котором хочешь работать, тогда будет больше шансов получить заказ.
Чтобы найти работу в моушн-дизайне, нужно не только резюме, но и шоурил, который покажет работодателю, что ты умеешь. Выпускники курсов могут использовать в нем учебные проекты. Но по-настоящему стать специалистом можно только в процессе работы. Чтобы прокачать свои навыки и улучшить шоурил, нужно начинать уже во время учебы брать несложные заказы на фрилансе.
Стоит понимать, что работа моушн-дизайнера хоть и творческая, но всегда ограничена требованиями. Задачи часто бывают не самыми увлекательным, а свои задумки получается реализовать далеко не всегда. Приходится напоминать себе:
Взгляды заказчика могут кардинально отличаться от твоего видения, а бюджеты не всегда соответствуют поставленной задаче. Опыт работы с людьми в гостиничной сфере мне здесь очень помогает. Нужно как-то договариваться и искать решение. В конце концов от работы всегда можно отказаться — это, наверное, основное преимущество фриланса.
Совет начинающим
Прежде чем идти на курсы, лучше узнать базовую информацию о профессии: что представляет из себя работа, какие виды моушн-дизайна бывают и подумать, в каком направлении было бы интересно развиваться. Это как изучить другую страну перед поездкой — нужно знать, куда ты отправляешься и чего ожидать от этого путешествия.
Если вы задавались вопросом, как фотографии в социальных сетях или журналах выглядят такими идеальными, то вот ответ: это работа ретушёра. В этой статье мы расскажем о профессии ретушёра, что он делает и что нужно знать, чтобы начать карьеру в этой...
Этот материал подготовлен совместно с экспертами школы дизайна Contented, где с 2016 года исполняют мечты людей самых разных возрастов и специальностей о новой творческой профессии. Программы создаются с учётом особенностей обучения взрослых, включа...
Нейтральный белый цвет воспринимается по-разному. Он — проявление чистоты и спокойствия, при этом чрезмерное количество белого вызывает ощущение пустоты и даже холода. Притягательный и базовый цвет часто используется брендами при создании логотипов...
С появлением разнообразных программ для создания анимации, это искусство стало доступно как профессионалам, так и любителям. В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых популярных и эффективных программ для создания анимации, обсудим их особеннос...
В любой области, где можно услышать определение «фреймы», они используются для того, чтобы удобнее было структурировать и воспринимать информацию. В определении их главных особенностей тоже сходятся: говорят, что фрейм — сам по себе структурированна...
Золотое сечение встречается повсюду: в архитектуре, искусстве и даже в природе. В этой статье мы расскажем, что такое золотое сечение, как оно появилось и как древние греки использовали его для создания храмов, а художники для написания картин. Д...