Дата обновления: 19 Февраля 2024
01.06.2023
5913
7.5 мин
author-avatar
Валентина Тарасенко

Что такое гипертекст и как с помощью него экономить время?

Гипертекст — это способ структурирования информации, который используется на сайтах, в приложениях и компьютерных программах. Он позволяет уменьшить визуальный шум и наполнить текст дополнительными возможностями. Самый популярный пример гипертекста — электронный словарь Википедия. Гиперссылки, таблицы, изображения и документы размещены на минималистичной странице, удобны в использовании и не мешают изучать основной текст. В этой статье мы рассмотрим, какие возможности предоставляет гипертекст, и какие преимущества получает клиент сайта.

Ноутбук и буквы на столе

Что такое гипертекст?

Гипертекст является одним из ключевых элементов современного интернета. Hypertext — система ссылок, которые объединяют разные части текста или другой информации. По сути, любой HTML-документ — гипертекст, так как в любом месте можно разместить основную информацию и дополнить её тегами, которые перенесут пользователя на источник дополнительной информации.

Гипертекст позволяет быстро и удобно перемещаться по информации и переходить от одного документа к другому. Это даёт возможность более порционно изучить новую информацию, последовательно переходить от одной страницы к другой и даже улучшить восприятие контента и материала. Ссылки на разные фрагменты дополнительных материалов улучшают последовательность текстов, это система, которую можно использовать для расширения материала, не увеличивая основную статью.

История создания гипертекста

В 1960-х годах термин «hypertext» был введён Тедом Нельсоном, американским инженером и философом, который разрабатывал концепцию гипертекста в рамках своего проекта Xanadu. Он предлагал создать универсальную систему электронных документов в сети, которая бы позволила пользователям свободно перемещаться между документами и соединять друг с другом различные текстовые фрагменты и изображения.

Однако первым, кто реализовал концепцию термина «гипертекст» на практике, стал британский информатик Тим Бернерс-Ли. В 1989 году он создал первый в истории веб-браузер под названием «WorldWideWeb», который позволял пользователям совершать переходы между страницами с помощью гиперссылок.

Из чего состоит гипертекст?

Обычно гипертекст строится на основе языка гипертекстовой разметки. Пример — языки HTML или XML. Гипертекстовая страница состоит из нескольких компонентов:

  1. Текст — это основной контент. Текст может содержать заголовки, абзацы, списки, таблицы, фрагменты. Текстовый материал — основной источник информации, который дополняется разными мультимедийными элементами.
  2. Гиперссылки — это специальные элементы, которые позволяют пользователю переходить с одной страницы на другую или на другие статьи в Интернете. Гиперссылки могут быть представлены текстом, изображением или другим элементом.
  3. Изображения и мультимедиа — это дополнительный контент, который можно использовать в гипертекстовой странице. К ним можно отнести использование фотографии, видео, аудио и другие мультимедийные объекты. Гипертекст можно использовать, чтобы украсить сам текст, чтобы связать с дополнительными источниками информации, сделав в ключевых статьях статьи ссылки на интересный контент. 
  4. Формы — это элементы, которые используются для получения информации от пользователя. Они содержат поля для ввода текста, флажки и кнопки.
  5. Метатеги — это часть гипертекста, которую используют для описания содержимого. Метатеги включают информацию о заголовке страницы, описании, ключевых словах и других метаданных.
  6. Стили — это помощники для визуального оформления. С помощью стилей можно задавать цвета, шрифты, размеры, последовательности элементов и другие параметры.

Какие возможности предоставляет гипертекст?

Гипертекст — большая площадка для творчества с широким набором инструментов и дополнительных элементов, что может заинтересовать как авторов текстов, так и юзеров. Основные преимущества:

  1. Быстрый доступ к информации. Hypertext позволяет переходить на нужные материалы сайта сразу же, из любой точки материала, где указана ссылка. Система текста — сеть данных, которые переплетаются в статье. Например, сайт магазина электроники предоставляет клиенту список товаров. Нажимая на каждый из них клиент переходит в основную карточку товара, может одним кликом перейти к видео-презентации на другом сайте или почитать отзывы. 
  2. Удобное чтение текста. Благодаря гипертексту человек может прочитать текст постепенно, переходя по ссылкам, не тратя время на ненужную литературу.
  3. Размещение дополнительного мультимедийного контента. В основном тексте можно использовать ссылки на статьи, книги, видео, аудио и другие источники, которые помогают лучше понять основной текст и поднятую тему. Дополнительный материал в статье добавит тексту структурности и последовательности, его удобнее будет смотреть и читать.
  4. Быстрое сравнение информации. Читатель получает больше возможностей для работы с текстом, больше данных. Через гипертекст можно быстро переходить от документа к документу и анализировать разный контент. Структура статьи может быть по принципу энциклопедии: дополнительная литература или текстовый словарь, ссылка на научные исследования и многое другое.   
  5. Гибкий дизайн. Создавая гипертекст, можно сделать его многоуровневым и динамичным, добавлять разметки с разными цветовыми акцентами, повышать привлекательность и продуктивность сайта. Нелинейный дизайн можно использовать для улучшения интуитивной адаптивности сайта. 

Основные преимущества гипертекста для пользователя: быстрый и удобный доступ к информации, возможность получения более полной информации по теме и экономия времени, затрачиваемого на поиск и чтение. Однако помните, что использование чужого материала должно соответствовать нормам регулирующего законодательства. Вы должны учитывать требования платформы, на которую делаете ссылку, например, это может быть бесплатная реклама источника. Гипертекст состоит из разных элементов, которые делают разметку страницы более функциональной и визуально привлекательной. Каждый из элементов имеет своё назначение и может быть настроен в соответствии с требованиями и целями автора сайта. Если вы хотите создавать свои гипертексты, ознакомьтесь с курсами по HTML/CSS вёрстке в нашей подборке. А чтобы сделать обучение доступнее, мы дарим 10 000 ₽ на обучение в любой из школ-партнёров.

Хочу изучать Frontend-разработку!
Специально для вас мы собрали отдельную подборку лучших онлайн-курсов на рынке и сравнили их по цене, продолжительности и отзывам студентов.
Посмотреть подборку