Что такое функциональная грамотность и почему она необходима каждому
В современном информационном обществе коммуникация играет жизненно важную роль в сфере маркетинга, управления, контента и других. В этой статье мы рассмотрим, что такое функциональная грамотность и как она влияет на нашу способность общаться и функционировать в обществе.
Содержание
- Что такое функциональная грамотность?
- Какие компетенции включает функциональная грамотность?
- Преимущества функциональной грамотности
- Какие виды функциональной грамотности бывают?
- Уровни сформированности функциональной грамотности
- Как измеряют функциональную грамотность?
- Способы развития функциональной грамотности школьников
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это понятие, которое описывает умение использовать язык в повседневных ситуациях для общения и решения коммуникативных задач. Это понятие выходит за рамки простого знания правильной грамматики и правописания, и фокусируется на практическом применении языка в реальных жизненных ситуациях и электронном мире.
Кстати, одним из компонентов функциональной грамотности являются soft skills. Об этом можно больше узнать на курсах от онлайн-школ по деловым коммуникациям, а ниже собрали лучшие варианты обучений:
1. «Переговоры и коммуникации» от Нетологии
2. «Soft Skills для руководителя» от Нетологии
3. «Soft Skills для руководителя» от Eduson Academy
Какие компетенции включает функциональная грамотность?
Основные аспекты функциональной грамотности согласно некоторым исследованиям:
- Коммуникативные навыки. Функционально грамотный человек может успешно взаимодействовать с другими людьми, говорить свои идеи, а также понимать то, что говорят другие.
Также необходимо развивать письменную грамотность — прокачать её можно на онлайн-курсах. А подробнее о ней рассказываем ниже.
- Социокультурный навык. Этот аспект охватывает понимание социокультурных норм и правил общения в различных контекстах. Функционально грамотный человек знает, как адекватно, качественно и уместно общаться в разных ситуациях, с учётом культурных особенностей.
- Чтение текстов. Функционально грамотный человек может читать и понимать содержание. Это нужно для получения информации и учёбы.
- Письменная грамотность. Функционально грамотный человек умеет писать и составлять электронные тексты различных жанров и стилей, которые отвечают требованиям конкретной ситуации.
- Критическое мышление. Функционально грамотный человек способен анализировать информацию, оценивать достоверность и надёжность источников и принимать информированные решения. Критическое мышление — это необходимый аспект личностного роста в целом.
Научиться другим аспектам и узнать о них больше можно на курсах в онлайн-школе по личностному росту. Вот некоторые из них:
1. «Управление конфликтами» от Московского института психологии
2. «Эмоциональный интеллект» от Нетологии
Функциональная грамотность играет серьёзную роль в сферах жизни: образование, работу, личные взаимоотношения и участие в общественной жизни. Люди с разным уровнем функциональной грамотности могут сталкиваться с проблемами в повседневной жизни, поскольку она влияет на умение общаться и участвовать в обществе. Поэтому развитие функциональной грамотности имеет значение и может быть улучшено через обучение, практику и активное использование языка родителями в разных ситуациях.

Преимущества функциональной грамотности
Функциональная грамотность предоставляет множество методических преимуществ и значительно повышает профессиональную адаптивность российских сотрудников. Вот некоторые из преимуществ функциональной грамотности согласно некоторым исследованиям:
- Эффективное общение. Специалисты с функциональной грамотностью обладают способностью ясно и точно объяснять свои идеи. Это помогает общаться с коллегами, клиентами, партнёрами и другими заинтересованными сторонами, что способствует успешному и качественному выполнению задач и решению проблем.
- Социокультурность. Функциональная грамотность — это также понимание социокультурных норм и правил, которые формируют стиль общения в контекстах. Такие сотрудники организации легче находят общий язык с коллегами и клиентами из разных культур, что способствует успешной межкультурной коммуникации.
- Успешное участие в командной работе. Функционально грамотные сотрудники организации могут взаимодействовать в командной среде, говорить своё мнение, качества, слушать и уважать точки зрения других участников. Это способствует более продуктивному коллективному решению задач и достижению общих целей.
А как правильно управлять командами? Узнайте на онлайн-обучении по управлению командами:
1. «MBA: Управление персоналом» от Eduson Academy
2. Курс MBA «Управление персоналом» от Московской Бизнес Академии
- Продуктивность и качество. Профессионалы с функциональной грамотностью могут лучше понимать инструкции и требования, представленные на рабочем месте, и выполнять задания более продуктивно. Отсутствие языковых барьеров способствует повышению продуктивности и снижению вероятности ошибок.
- Карьерный рост. Владение грамотностью часто является неотъемлемым условием для карьерного и профессионального роста. Коммуникативные навыки адаптироваться к ситуациям и аудиториям помогают стать более ценными для работодателей и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
- Возможность интернационального сотрудничества. Для специалистов, работающих в международной среде, функциональная грамотность особенно важна. Благодаря ей они могут эффективно взаимодействовать с иностранными коллегами, клиентами и партнёрами, что способствует успешному международному сотрудничеству организаций и развитию бизнеса.
- Улучшение имиджа и репутации. Профессионалы с высоким уровнем функциональной грамотности обычно считаются профессионалами, которым можно доверять. Их способность ясно и аргументированно объяснять свои мысли создаёт положительное впечатление на окружающих и способствует укреплению имиджа. Научиться этому и узнать подробнее можно на курсах по управлению репутацией.
В целом, функциональная грамотность является необходимым компонентом успешной профессиональной деятельности и помогает специалистам продуктивно работать, общаться и достигать своих целей в сферах деятельности: финансовой, математической, читательской, образовательной и других.

Какие виды функциональной грамотности бывают?
Функциональная грамотность имеет методические виды, которые охватывают различные аспекты и навыки успешно взаимодействовать в ситуациях — с ними родителям необходимо ознакомиться в первую очередь. Вот некоторые из основных видов и компонентов функциональной грамотности с примерами:
- Орфографическая грамотность. Это умение правильно писать и следовать правилам орфографии. Хорошая орфография нужна для грамотности и создания понятных текстов.
Правильное написание слова «компьютер» или «библиотека».
- Грамматическая грамотность. Это применение правильных грамматических структур и правил языка. Грамматическая грамотность позволяет составлять правильные предложения и говорить свои тезисы ясно и точно.
Использование правильных глагольных форм, например: «Я читаю книгу» (настоящее время) и «Я прочитал книгу» (прошедшее время).
- Лексическая грамотность. Относится к разнообразию и правильному использованию слов. Лексическая грамотность — это знание синонимов и антонимов.
Использование разнообразных слов для описания одной и той же ситуации. Например, вместо постоянного повторения слова «хороший», использование синонимов, таких как «отличный», «прекрасный», «замечательный».
- Фонетическая грамотность. Это умение правильно произносить звуки и слова. Фонетическая грамотность связана с развитием артикуляционных и слуховых навыков.
Корректное произношение звуков и слов, что помогает чётко и понятно передавать свои мысли.
- Коммуникативный аспект. Это способность использовать язык для успешного взаимодействия с другими людьми. Коммуникативность — это умение слушать, говорить, читать и писать.
Умение успешно взаимодействовать с другими людьми, задавать вопросы, участвовать в диалоге и говорить своё мнение. Например, ведение беседы с новым коллегой на работе или участие в обсуждении на семинаре.
- Социокультурный аспект. Относится к пониманию социокультурных норм и правил общения в культурных контекстах. Социокультурность помогает успешно взаимодействовать с представителями разных культур.
Например, умение адекватно приветствовать людей из разных культур или знание того, что страны могут иметь разные стандарты профессионального поведения.
- Чтение и понимание текстов. Умение читать — от простых инструкций и объявлений до сложных научных статей и литературных произведений.
Понимание содержания статьи в газете или научной статьи и извлечение основной информации.
- Письменная грамотность. Способность писать и составлять тексты различных жанров и стилей, которые отвечают требованиям конкретной ситуации.
Способность составлять эссе, отчёты, которые ясно и чётко выражают идеи.
- Критическое мышление. Оно позволяет анализировать информацию критически, оценивать её достоверность и надёжность российских источников, аргументировать свои утверждения и делать обоснованные выводы.
Анализ информации из источников, оценка достоверности данных и принятие обоснованных решений на основе данных.
- Медиа-грамотность. Это умение критически оценивать информацию, получаемую из различных медиа, таких как российское телевидение, радио, интернет и социальные сети.
Критическое отношение к информации, получаемой из медиа, и умение различать правдивую информацию от дезинформации или фейковых новостей.
- Математическая грамотность. Ещё один компонент функциональной грамотности, который помогает правильно производить финансовые операции и исследования.
Все эти виды грамотности взаимосвязаны в жизни и нужны для успешной коммуникации и функционирования в современном обществе. Развитие функциональной грамотности требует усилий и практики, и это постоянный процесс улучшения и совершенствования навыков.

Уровни сформированности функциональной грамотности
Функциональная грамотность может быть оценена на разных уровнях сформированности. В данном контексте уровни сформированности грамотности обозначают степень формирования и освоения навыков успешно применять их в ситуациях. Отмечу, что уровни могут различаться в зависимости от используемых шкал и систем оценки, но вот некоторые типичные уровни:
- Начинающий уровень. На этом уровне ребёнок обладает базовыми навыками и может применять простые фразы и выражения в повседневной коммуникации. Владение языком на данном уровне позволяет справляться с базовыми задачами, такими как приветствие, задание вопросов о личной информации и общение на повседневные темы.
- Средний уровень. На среднем уровне грамотности человек уже более уверенно владеет языком и способен более качественно общаться. Он может понимать более сложные тексты и устные высказывания, участвовать в более продвинутых диалогах и составлять более структурированные и информативные тексты и программы.
- Продвинутый уровень. На этом уровне ребёнок обладает высокой степенью формирования функциональной грамотности и способен успешно общаться в различных ситуациях: финансовых, читательской, исследовательской и других. Он понимает сложные тексты, участвует в глубоких дискуссиях, обладает широким лексиконом и может адаптироваться к аудиториям и контекстам.
- Продвинутый уровень с владением на родном уровне. Это самый высокий уровень функциональной грамотности, при котором ребёнок владеет языком настолько хорошо, что его коммуникативные способности сравнимы с носителем. Он свободно владеет языком в различных сферах деятельности и способен успешно общаться на профессиональном, академическом и культурном уровне.
Как измеряют функциональную грамотность?
Существует несколько методов и инструментов для измерения функциональной грамотности в РФ. Вот некоторые из них:
- Тесты грамотности. Это самый распространённый способ измерения функциональной грамотности на этапах школьного обучения. Тесты могут быть с вопросами о правописании, грамматике, лексике, чтении и понимании текстов, а также письменных и устных коммуникативных навыках. Учебные тесты могут быть предназначены для различных возрастных групп и уровней подготовки.
- Оценка устной коммуникации. Оценка устной коммуникации может проводиться путём прослушивания и оценки устных выступлений или диалогов. Оценщики могут оценивать ясность выражения мыслей, правильность грамматики и лексики, а также умение адекватно реагировать на вопросы и вовлекать аудиторию.
- Письменные работы и эссе. Оценка работ и эссе помогают оценить грамотность и навык структурировать мнение. В оценку входит правильность грамматики, орфографии, структуры текста и развитие учебных идей.
- Стандартизированные тесты и задания. Существуют стандартизированные тесты и программы функциональной грамотности, которые разрабатываются и используются для обобщённой оценки навыков населения. Эти тесты могут быть использованы для сравнения школьной подготовки между различными группами людей или на разных этапах образования.
- Портфолио. Это метод сбора и оценки образцов учебных работы на протяжении определённого периода времени. Портфолио может включать тексты, задания, проекты, записи устных выступлений и другие документы, демонстрирующие навыки и прогресс в их развитии.
- Разговорные собеседования. Проведение разговорных собеседований и заданий помогает оценить устные коммуникативные навыки в реальном времени. Это может быть особенно полезно для оценки способности адаптироваться на программе и эффективно общаться в различных ситуациях. А правильно подготовиться вам помогут курсы по собеседованиям.
Измерение функциональной грамотности в РФ часто представляет собой многомерный и комплексный процесс, который учитывает разнообразие новых навыков. Методы оценки могут различаться в зависимости от целей измерения и контекста применения.
Способы развития функциональной грамотности школьников
Способы развития и формирования через образование в российской школе играют ключевую роль в формировании навыков и знаний. Каждый год школа ставит перед собой задачу активного формирования образовательной среды вокруг обучающихся.
Одним из важных способов является интегрирование функциональной грамотности в учебные планы, обеспечивая её развитие на протяжении всего обучения. Школьники должны учиться анализировать информацию, проводить исследования, а также использовать социальные навыки для эффективной коммуникации, формирования и сотрудничества.
Для повышения качества образования в школе важно внедрять новые методики, включая использование электронных ресурсов и обучение в онлайн-формате. Это позволяет школьникам активно применять свои знания, осваивать новые глобальные технологии, совершенствовать навыки и креативное мышление личности и развивать финансовую грамотность. Также школы должны обучать детей проверять главные материалы, явления, количество фактов и ссылки и интерпретировать сведения.
Международные исследования образования, такие как PISA, могут служить ориентиром для разработки эффективных естественно-научных стратегий. Особое внимание следует уделять развитию естественно-научных знаний, так как это способствует более глубокому пониманию окружающего мира.
Важно, чтобы образование стало неотъемлемой частью жизни каждого школьника. Учителя, как ключевые фигуры в образовательном процессе в государственной школе, должны создавать стимулирующую среду, в которой ученики могут проявлять свою инициативу, а также практиковать и применять несколько умений на практике.
Сотрудничество между учителями, учениками и родителями также играет важную роль в образовании. Вместе можно создавать образовательные проекты в школе, организовывать исследовательские задания и способствовать обмену знаниями и опытом.