Дата обновления: 30 Января 2024
20.07.2022
17304
10.5 мин
author-avatar
Екатерина Самохвалова

Как и зачем школьнику учиться летом — рассказывают учителя

Для ребёнка летние каникулы — это не только хорошая возможность отдохнуть, но и повысить свои знания по школьным предметам и всесторонне развиваться. Tutortop обсудил с преподавателями платформы IU.RU, что такое кривая забывания, как правильно организовать летний досуг и определить склонности школьника.

Анастасия Геннадьевна: «За первые 30 дней лета ребёнок забывает до 80% информации, полученной в последние месяцы учёбы»

Преподавательский стаж: 9 лет

Предметы: математика и литературное чтение (1-4 классы), русский язык (1-11 классы), литература (5-11 классы), подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Социолог Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» упоминает исследование учебных успехов детей после летних каникул. Одни занимались школьными предметами летом, а другие — нет. Выяснилось, что дети, которые учились на каникулах, показывали более высокие результаты на первых тестах, чем те, кто этого не делал.  

Есть такое понятие — кривая забывания. Она показывает, насколько быстро человек может забывать информацию. Так, уже за первые 30 дней летних каникул ребёнок теряет до 80% информации, полученной в последние месяцы учёбы. 

Кривая забывания

За всю мою преподавательскую практику я не раз убеждалась, что это действительно так. Три месяца без учёбы негативно сказываются на знаниях детей, и нам приходится тратить много времени и усилий, чтобы это исправить. Поэтому развивать ребёнка летом — очень важно. 

В летнее время я преподаю у 15 учеников, и никого из них не нужно заставлять учиться — каждый видит свою выгоду от занятий. У кого-то в следующем году экзамены, к которым нужно готовиться. А кому-то просто нужно подтянуть школьные предметы в свободное от основной учёбы время.

Летняя программа отличается от обычной. На уроках мы не решаем скучные задачи, а разгадываем ребусы, логические загадки.

Мне как преподавателю важно поддерживать интерес детей к школьным предметам с помощью игр и интерактива на занятиях.

Если вы не знаете, как разнообразить летний досуг ребёнка, поинтересуйтесь у него, чем он хочет заниматься и что ему нравится. Если он ещё не определился, предложите ему пройти несколько коротких онлайн-курсов по разным предметам.

Я, например, помимо школьных предметов, веду уроки ораторского искусства. Это полезно для детей, ведь в школах постоянно нужно защищать проекты и делать презентации. Да и на экзаменах есть устные собеседования, которые оценивают речь выпускников. Можно предложить ребёнку пройти курс по мнемотехнике, который научит его лучше запоминать информацию. 

Также у меня есть курсы по математике, русскому языку, на которых мы изучаем темы не из школьных учебников, и по чтению, где дети учатся пересказывать и анализировать прочитанное. Ещё можно отдать ребёнка на курс скорочтения, по окончанию которого он сможет быстро читать и понимать любые тексты. 

Главное — не заставляйте детей учиться летом. Если они не хотят заниматься, пусть отдыхают. Если вы будете стоять над ребёнком с кнутом, это только отобьёт желание заниматься школьными предметами и вызовет раздражение. Лучше найдите для него стимул учиться на каникулах, и всё получится. 
И ещё один совет — подпишитесь на полезную рассылку «Клуба родителей». Вы будете получать полезный контент от IU.RU: онлайн-уроки, чек-листы, вебинары, анонсы мероприятий. Также вы можете вступить в сам клуб и обсуждать с другими родителями и экспертами любые вопросы по воспитанию детей.

Марина Геннадьевна: «Лето — это самое подходящее время для определения склонностей ребёнка»

Преподавательский стаж: 32 года

Предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир (1-4 классы)

Обсуждая остаточные знания учеников в начале сентября, учителя любят говорить, что прошлого года будто и не было. Мы просто понимаем, что первую контрольную работу ребята напишут слабо и нам придётся потратить минимум месяц, чтобы освежить прошлогодние знания и переключить детей со вчерашних догонялок на сегодняшние учебники.  

Летнее обучение необходимо школьникам не только для того, чтобы поддерживать свои знания, но и для того, чтобы немного опередить учебную программу. 

Так в сентябре ребёнок увереннее войдёт в учебный процесс и с первого дня будет готов к школе. 

Особенно это полезно для слабоуспевающих школьников. Весь сентябрь они пытаются усвоить новый материал, не закрыв пробелы в старом, получают плохие оценки, а в октябре тратят много усилий, чтобы повысить их и хорошо окончить первую четверть. 

Поэтому школьные учителя и дают задания на лето — чтобы дети были готовы к новому учебному году. А я в этом дистанционно помогаю ребятам — провожу с ними индивидуальные занятия, на которых использую разные видеоматериалы и интерактивные платформы. Это здорово разнообразит урок и вырабатывает у детей интерес к предметам.

К каждому из ребят я нахожу индивидуальный подход. У меня есть ученик, который приходил подтянуть математику. В процессе уроков я узнала, что ему очень нравится окружающий мир. Мы договорились, что сначала он будет решать задачки, а потом рассказывать мне интересные факты о природе. Теперь он охотно занимается математикой.

Родителям тоже важно мотивировать детей, ведь не все ученики хотят заниматься летом. Если мама или папа регулярно интересуются, что понравилось их ребёнку на занятии, какие упражнения выполнял и о чём рассказывал преподаватель, у школьников просыпается энтузиазм. 

А ещё лето — это самое подходящее время для определения склонностей ребёнка. Для этого я рекомендую родителям попросить преподавателя провести тестирование на первом вводном уроке. Тогда педагог подготовит мини-задания из разных школьных предметов и попробует выявить тот, который получается у ребёнка лучше всего.
Развивайте своего ребёнка летом, запишите его на онлайн-занятия, где опытные педагоги разработают индивидуальную программу обучения. К сожалению, у школьных учителей на это не бывает времени.

Елена Александровна: «Летом ребятам важно обеспечить занятия не в суперактивном, а больше в фоновом режиме»

Преподавательский стаж: 23 года

Предметы: русский язык и культура речи, литература (7-11 классы), подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Сегодня дети загружены, у них вообще нет времени на отдых — многие занимаются в кружках, секциях, имеют достижения в спорте и при этом в школе успевают учиться. Поэтому летом им важно давать разгрузку, чтобы переработки не приводили к перманентному состоянию психоэмоционального напряжения.

Однако совсем про учёбу забывать не стоит. Особенно это касается тех, кто планирует сдавать экзамены в следующем учебном году. На летних каникулах к предметам школьной программы я рекомендую возвращаться один-два раза в неделю по два часа. С позиции педагога по русскому языку объясню, зачем это нужно делать.

Во-первых, у школьников есть большая проблема — у них очень бедный словарный запас и речевой опыт. Дети должны уметь грамотно выражать свои мысли, без этого никуда. 

Лето — отличное время, чтобы восполнить недостаток знаний, потому что во время учебного года у учителей и репетиторов просто нет времени на отработку лексики, стилистики языка и фразеологии.

Во-вторых, если говорить об экзаменуемых, то они плохо умеют вникать в прочитанное. Лето можно потратить на то, чтобы читать художественные тексты и анализировать их. Это не так уж и напряжно — с одной стороны, мозг отдыхает во время чтения, а с другой стороны, идёт художественное развитие. И когда во время учебного года ребёнку встретятся литературные произведения, он уже по-другому начнёт их воспринимать.

Орфографии и пунктуации я бы советовала уделять меньше времени — этого и так хватает в школе. А делать скучные орфографические и пунктуационные упражнения на каникулах дети будут без энтузиазма. 

Самое важное — привить ребёнку интерес к занятиям летом. Это можно делать, например, во время просмотра художественных фильмов по классическим произведениям. Потому что сам ребёнок не сядет читать «Войну и мир» или смотреть советский фильм. Важно обсуждать с ним прочитанное и увиденное, давать ему задания вроде описания различий литературного произведения и экранизации. 

Ещё очень хорошо водить детей в театры и музеи. Это банальные вещи, но они лучше всего помогают всестороннему развитию ребёнка. А если у родителей нет времени, чтобы заниматься образованием детей самостоятельно, они всегда могут пойти на интернет-площадки вроде IU.RU, где опытные педагоги возьмут эту инициативу в свои руки. 

Летом я работаю с детьми так же, как и в учебном году — беру темы, которые им нужны, и мы вместе их прорабатываем. Домашних заданий, по возможности, стараюсь не задавать — понимаю, насколько важно летом обеспечить ребятам занятия не в суперактивном, а больше в фоновом режиме. 

Онлайн-занятия играют огромную роль в формировании характера ребёнка. Это здорово, если он вместо того, чтобы поспать или сходить погулять с друзьями, садится за компьютер и в домашней обстановке, в которой привык отдыхать, начинает заниматься. Так развиваются воля, усидчивость, появляется система мотивации. Но очень важно, чтобы ребёнок сам хотел заниматься. Для этого постарайтесь объяснить ему важность летней учёбы.

Какой онлайн-курс выбрать для ребёнка летом?
Лето — отличное время, чтобы научиться новому. На сайте tutortop.ru в разделе курсов «Детям» мы сформировали отдельную подборку лучших образовательных курсов для детей и подростков, а также сравнили их по множеству показателей. Скорее переходите, чтобы освоить полезные навыки уже сегодня!
Посмотреть подборку