Возможности для бизнеса в кризисной ситуации

Каждый день мы слышим в новостной повестке о вводящихся против России санкциях — из нашей жизни исчезают привычные сервисы, магазины, техника. Сложившая ситуация наводит на пессимистичные выводы, а владельцы бизнеса находятся в подвешенном состоянии, не понимая, какую выбрать стратегию и как правильно действовать в кризисных условиях.

TutorTop поговорил с Андреем Колядой, бизнес-тренером и консультантом в области бизнес-стратегии и стратегического менеджмента, ректором бизнес-школы EMAS, чтобы понять, что ожидает российскую экономику в ближайшее время и какие возможности предоставляет бизнесу этот непростой период. 

По словам эксперта, хотя многие сейчас и говорят об угрозах, но предстоящие возможности для российского бизнеса колоссальны. 

Угрозы и возможности в кризисной ситуации

Если говорить об угрозах, то она одна — большинство импортеров и экспортеров находятся в зоне риска. В такой же ситуации находятся и те, кто пользуется зарубежными комплектующими на своем производстве. 

Однако если говорить о возможностях, то тут стоит отметить, что Россия получает шанс на масштабную реиндустриализацию. 

Если раньше на российском рынке была колоссальная представленность западных товаров, то сейчас ситуация изменится. 

«Мы окажемся в условиях, когда мы не можем привозить товары из Европы и США и нам придется самим их производить. До сих пор мы не занимались качественным импортозамещением, а теперь нам придется. У нас просто не остается другого выхода. А значит, все те, кто планирует открывать производство внутри страны, получают огромный спектр возможностей», — подчеркнул Андрей Коляда. — «Разумеется, часть товаров, импортируемых из ЕС и США будут заменены товарами из Китая и других стран. Однако, во многих случаях это либо невозможно, либо нерационально. Нас ожидает передел внутреннего рынка в пользу национальных производителей, в том числе, вновь создаваемых».

При этом, впоследствии возможен экспорт российской продукции за рубеж — прежде всего, площадками в этом смысле для России могут стать страны Азии и Африки. Это, как отмечает специалист, традиционные российские рынки, и сейчас наша страна просто возвращается в свою традиционную парадигму, которая работала ещё в Советские времена и была позабыта вследствие чрезмерного увлечения Европой в последние 30 лет. 

В каких областях Россия сможет преуспеть? 

В России развиты компетенции, которые «мы чуть не потеряли», считает собеседник TutorTop. Среди них — авиастроение, спектр услуг, легкая промышленность, вооружение, IT, судостроение и другие. То есть, в большинстве своем, высокотехнологичные научные отрасли. С учётом угроз сырьевому сектору эти отрасли получат второе рождение и повышенную поддержку со стороны государства.

Если раньше продукты в России комплектовались за рубежом, то теперь в стране начнёт возрождаться производство продуктов полного цикла. Теперь это уже просто опасно — зависеть от поставщиков из-за рубежа.

Какие компетенции будут особенно востребованы в бизнесе? 

На этот вопрос, как отмечает эксперт, ответить несложно, так как понимание перспектив развития экономики приводит нас к выводу о том, какие знания и навыки обеспечат успех. 

По мнению Андрея Коляды, сейчас на российском рынке ключевым фактором успеха будет наличие трех компетенций: в области стратегического менеджмента, стратегического маркетинга и управления финансами. Это связано с тем, что высвободившиеся из-за ухода западных компаний ниши будут пераспределяться между отечественными предприятиями. Для максимально быстрого и эффективного их занятия и требуются данные компетенции.

«То есть нужны будут грамотные управленцы: грамотные стратеги (те, кто умеют грамотно составить и реализовать стратегию бизнеса в жестких условиях), грамотные маркетологи (но не маркетологи в понимании «сделать рекламу», а те, кто грамотно находят рыночные ниши и формулируют эффективное позиционирование на рынке), а также грамотные финансисты, владеющие знаниями в области управленческого учёта», — подчеркивает эксперт. 

Наличие в компании людей с этими тремя компетенциями станет определяющим фактором успеха на российском рынке в ближайшее время. 

Какие действия необходимо предпринять бизнесу? 

Прежде всего бизнес-консультант отметил, что 2022 год будет самым трудным, так как он будет шоковым для российского бизнеса. 

Чтобы его пережить руководителям, бизнеса немедленно следует настроить правильные управленческие процессы, в частности, правильный управленческий учет. 

«Большинство российских компаний считают себестоимость методом бухгалтерского учета, поэтому при расчете себестоимости продукта они учитывают и постоянные затраты. Из-за этого у них себестоимость всегда не отражает реальность, она искусственно завышена в сравнению с реальной. Из-за этого руководство компаний не понимает, какова та минимальная цена, до которой они могут опускаться, чтобы сохранить продажи в кризисные времена», — объяснил Андрей Коляда. 

Современный же менеджмент позволяет видеть реальную себестоимость и тот минимальный уровень, до которого можно опускаться в цене. 

Переживут кризис те компании, которые умеют правильно считать — знают реальную себестоимость и гибко работают с ценой, добавил собеседник TutorTop. 

Затем, после того как ситуация стабилизируется, на первый план выйдут компетенции в области стратегического менеджмента и маркетинга. На глазах будут рождаться новые лидеры рынка. 

Команда TutorTop, осознавая сложность текущей ситуации, будет регулярно общаться с различными экспертами, которые могут помочь бизнесу ценными советами.
Кроме того, у нас на сайте появился новый раздел, в котором собраны все курсы по бизнесу и финансам. Курсы рассчитаны на тех, кто хочет развить уже имеющиеся навыки или начать разбираться в бизнесе с нуля.